философские проблемы современной цивилизации

Discovery
Наталя Черемных 07 марта 2011 в 20:17

Олег Юланов о философских проблемах современной цивилизации 15 июля 2005 membrana Данная работа — попытка философского осмысления негативных явлений, происходящих в окружающем мире, а также анализа истоков противоречий, накопившихся в современных научных построениях и в обществе. Можно даже сказать, что человеческое сообщество сегодня живёт в эпоху глубокого системного кризиса. Для такого понимания современного состояния науки и общества имеются веские основания. Начать следует с того, что во многих науках математика стала определяющим критерием истинности той или иной теории, модели, положения, вытеснив тем самым собственно анализ процессов и явлений. Это базируется на общем положении, что математика – язык науки. С этим я не спорю, но позволю себе усомниться в абсолютности этого тезиса. Математика, как бы она ни была совершенна и точна в построениях (да и то не всегда), даёт только тот результат, какой хотел получить автор той или иной математической модели. Я вовсе не против использования математических методов анализа. Я против использования математических методов для проведения исследований физических и иных процессов и явлений, когда математика полностью вытесняет собственно изучаемые процессы, физику явлений, фактически подменяет сами исследования. Недаром говорится: чтобы решить задачу, необходимо знать ответ. В этом и заключается опасность перекладывания всей полноты " ответственности " на математические модели. Но смысл данного парадоксального, на первый взгляд, утверждения заключается в следующем. Наши мысли, наши представления, наши логические построения описывают всего лишь наши собственные восприятия, наши ощущения, а не окружающий мир. В этом и заключается главная трудность при организации любого исследования. Нам труднее всего даётся понимание, что своё (внешнее) окружение мы воспринимаем всего лишь как комплекс наших (внутренних) ощущений. И именно по этой причине ещё раз следует сказать, что нельзя и невозможно математикой подменять реальность. Именно ощущения являются той единственной реальностью, с признанием которой мы никак не можем смириться или, хотя бы, примириться. Потому и считается, что математика способна дать нам инструмент для преодоления этого барьера. Но математическая модель, даже будучи совершенной, идеальной, даёт лишь тот результат, к которому мы заранее проложили путь на основе семантического анализа. Поэтому математика имеет право быть лишь вспомогательным инструментом, но не методом анализа или, ещё хуже, аргументом для доказательства верности модели. Ярким примером тому служит история "открытий" в семидесятые годы ХХ века непрерывной череды "элементарных" частиц. Научный мир и общественность приходили в умиление от каждого нового "открытия". Помню, как меня потрясла шумиха по поводу "открытия" анти-сигма-минус-гиперона… Каждая "новая" частица получала своё персональное математическое "обеспечение", хотя яснее структура вещества, его "устройство" от этого не становились. Напротив, всё ещё больше запутывалось, а общее понимание сути вещества не возникало. Никому тогда (да и сегодня тоже) в голову не приходило, что все эти частицы – дело рук экспериментаторов, а не составляющие элементы вещества. Для современного физика сложно, бесконечно сложно понять и принять очень простую истину. Существует всего лишь пять типов элементарных частиц: фотон, электрон, позитрон, нейтрон и протон, что не существует и не может физически существовать никаких античастиц (кроме единственной – позитрона). Для современного физика совершенно непонятно, в какой степени "родства" с фотоном находятся все остальные частицы, могут ли они взаимно переходить друг в друга, и какие для этого должны быть условия. Это для них тайна за семью печатями. Современному физику сложно понять, что кварки, гипероны, мезоны и прочее – это всего лишь "обломки" ядер или основных частиц. Трудно понять, что это – "рукотворные" создания. Это — остающийся "мусор" от действительно элементарных частиц. И никакие математические ухищрения не оправдывают данное человеческое заблуждение. Бессмысленно развивать теорию элементарных частиц, уходя вглубь неизвестно чего и неизвестно во имя чего, но в сторону от истины. Сегодня наука об элементарных частицах должна ответить на единственный вопрос: почему электрон, протон и нейтрон, находясь вне атомного ядра, могут существовать лишь ограниченное время, а в составе ядра эти же частицы находятся как бы вне времени и могут существовать практически вечно. Ответ на этот вопрос даст истинное понимание вещества. Рассмотрим сегодняшнее понимание того, что мы называем "вещество". "Вещество – вид материи, совокупность дискретных (прерывных) образований, обладающих массой покоя (атомы, молекулы и то, что из них построено)". Безупречное, на первый взгляд, определение. Но фотон, не обладающий массой покоя, согласно этому определению, не относится к "вещественным" образованиям. Фотон – это уже "квант электромагнитного поля, нейтральная элементарная частица с нулевой массой покоя и спином 1". Спин же – это "собственный момент количества движения микрочастицы, имеющий квантовую природу и не связанный с движением частицы как целого". Иначе говоря, спин – это качественная характеристика. Мы видим, что постулат о веществе совершенно откровенно построен на нашем тривиальном чувственном восприятии твёрдого, жидкого, газообразного вещества. Мы обнаруживаем в этом определении и такую неясную характеристику, как масса покоя. И мало кто задумывается о реальном смысле этого понятия. В итоге мы имеем естественное, но не научное воплощение наших привычных ощущений. И если обнаружится иной подход к объяснению "массы покоя", то не только изменится наше понимание вещества, но и будет разрушено некоторое основание современной физики. Рассмотрим следующее философское определение. "Материя – философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них; субстанция; субстрат (основа) всех реально существующих в мире свойств, связей и форм движения; бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем". Данное определение отражает попытку описать всё сразу. Но при внимательном рассмотрении обнаруживаются определённые слабости. Во-первых, материей названо и то, что названо веществом, то есть, в этой части определение могло быть существенно проще. Но в разряд материи отнесено и то, что веществом не является. Например, фотон. И это можно было бы принять, если бы было понятно, что у фотона материально. Если это "электромагнитный квант", то как отделить это качество от движения, которое, безусловно, не является проявлением материи, но является свойством материи. Однако фотон нельзя ни представить, ни как-то описать в неподвижности. Может быть, у фотона материальным является его свойство каким-то образом проходить через некоторые "прозрачные" для него вещества? Но это тоже всего лишь свойство, способность, определённое качество. Вообще говоря, свойство (любое) никак не следует относить к чему-то материальному. Свойство – это форма проявления материального. Говоря о фотоне, мы немедленно запутываемся в применении к нему понятия материи, поскольку все качества (свойства), ему присущие, никак не могут быть отделены, чтобы понимание фотона не разрушилось. Таким образом, произошло смешение понятий, и материей обозначены свойства. Такое обобщение является логической и, как следствие, философской ошибкой. Кроме того, в приведённом определении материи имеется оговорка, которая вообще перечёркивает возможность использования этого определения. Выделим это место: "субстрат (основа) всех реально существующих в мире свойств, связей и форм движения". Снова возвратимся к фотону. Что в нём является "субстратом" — сам квант, его движение или что-то ещё? Очевидно, для фотона "субстратом" (если так можно выразиться) является всё сразу, поскольку одно неотделимо от другого. Следовательно, понятие материи при попытке приложить его к фотону растворилось, улетучилось, но сам фотон от этого никак не изменился. И это означает, что мы ещё совершенно не понимаем, что есть фотон. Но также мы пока не понимаем и сущность самой материи. Невольно возникает вопрос: можно ли разрешить имеющееся налицо противоречие? Необходимо ли это делать вообще? Ведь столько тысячелетий человечество обходилось без ответа на этот философский вопрос, что можно и в дальнейшем жить без него, то есть — без понимания сути вещества и материи. Но, как показывает анализ развития современного общества, дальнейшее существование человечества без понимания этого может стать вообще невозможным. Ответы на эти вопросы искать необходимо. И ответы станут возможны, если удастся найти новые логические цепочки, связывающие мир наших ощущений с реальным внешним миром, существующим вне наших мироощущений. Иначе говоря, мы должны постараться обойти ту подмену, которая объективно возникает каждодневно, которая и порождает материальность мира, реально существующую лишь в наших ощущениях. Нам труднее всего даётся понимание, что своё внешнее окружение мы не просто воспринимаем как комплекс наших ощущений, но и понимание того, что кроме собственных ощущений нам в принципе ничего не может быть дано. Единственным механизмом преодоления этого семантического барьера может быть только логика семантики, но никак не логика математики. В древних философских системах положение о доступности для нас лишь наших ощущений находило достаточно чёткое изложение. Особенно ясно это видно в философии древней Индии. Например, браман Чаттерджи, являясь проводником философского наследия Индии, в своих лекциях для европейцев в конце XIX века говорил следующее. "Вы воспринимаете его (атом — О. Ю.) роковым образом всё же под видом цвета, запаха, плотности, вообще под видом качества. А мы только что видели, что все эти качества последствия движения, и ничего больше. Где же ваш атом? В мечтах физика… Всё исчезает в движении. Те, кто никогда не сосредотачивал внимания на этих вопросах, не поймут меня. Но если мысль их последует за моим указанием, если они вдумаются глубже, они убедятся, какая глубокая истина в утверждении, что Вселенная как объект нашего восприятия — не что иное, как движение. Так обучали все великие учителя древности. Объекты, как таковые, существуют не абсолютно, а только относительно: в том сознании, которое мы имеем о них… Ваше собственное сознающее существо – единственная сила, которую вы можете знать реальным образом" (Браман Чаттерджи "Сокровенная религиозная философия Индии", Лекции, читанные в Брюсселе в 1898 году, предисловие и перевод с 3-го французского издания Е. П., С.-Петербург, 17 августа 1905 г., Калуга, Типография губернской земской Управы, 1905 г., получено с сайта JAPANserver). Как представляется, в этом высказывании всё достаточно точно описывает подлинную реальность на уровне семантики. Но это настолько противоречит исторически сложившимся европейским представлениям об окружающем мире, исторически принятой модели существа материи, что мы невольно упорствуем в принятии подобного суждения как подлинного умозаключения. Если хоть на миг мы положим, что Чаттерджи высказался в семантическом смысле с достаточной полнотой и точностью, то на этот же миг мы должны принять, что нынешняя логика построений (философских, математических и прочих) терпит крах. Следовательно, нам необходимо будет создавать новую модель мира. На этот же самый миг нашего принятия идей древней Индии нам придётся отказаться от привычного европейского понимания материи как таковой и вещества в том числе. Эти понятия потребуют совершенно нового смыслового содержания. Но для того, чтобы такое стало возможным, нам потребуется новый логический мостик между тем, что является объективной реальностью, и нашим сознанием. Это задача непростая, и требует определённой силы духа признать, что естествознание и вообще — научное достояние прошлых веков — должно быть пересмотрено с самых оснований.

 
3
Комментариев
0
Просмотров
2717
Комментировать статью могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.