Два вечера античности в ТЮЗе. Уроки эпохе постмодерна

Блоги, Алексей Игнатьев
21 января 2012 в 19:41
Люди по-прежнему много едят и мало читают, всем торжищам предпочитая ярмарку тщеславия
В театре юного зрителя два вечера подряд давали спектакли для взрослых. За фасадом пристойных шуток и незлой иронии двух хороших вещей в исполнении классных актеров можно было уловить нечто несмешное и даже трагическое. И символично, что пьесы "Эзоп" и "Забыть Герострата" шли одна за другой.

Эзоп. Был ли Эзоп историческим лицом — сказать невозможно. Первое известие о нём находим у Геродота, который сообщает, что Эзоп был рабом некого Иадмона с острова Самос, потом был отпущен на волю и был убит дельфийцами. Ядро эзоповской легенды сложилось к концу IV в. до н. э. В этой версии важную роль играет уродство Эзопа (не упоминавшееся у ранних авторов), родиной его вместо Фракии становится Фригия (стереотипное место, ассоциирующееся с рабами), Эзоп выступает как мудрец и шутник, дурачащий царей и своего хозяина — глупого философа Ксанфа.

Эзоп на сцене столь горд, что предпочитает умереть (незаслуженно) свободным человеком (не-рабом), не прибегнув к уловке назваться рабом и, тем самым, избежать несчастной участи. При этом создается впечатление (м.б. и ошибочное), что, будучи рабом бездарного, но богатого философа, нищий Эзоп был более свободен внутренне, чем когда стал вольноотпущенником.

Герострат. Молодой житель Эфеса, который сжёг храм Артемиды в своём родном городе в 356 г. до н. э. для того, чтобы, как он сознался во время пытки, его имя помнили потомки. Наказанием стала казнь и как высшая мера наказания — приказ о его полном забвении, абсолютно провальный с точки зрения тогдашней и нынешней пропаганды: были наняты специальные глашатаи, которые в продолжение многих десятков лет разъезжали по всей Греции и объявляли следующее распоряжение: "Не смейте помнить имя безумного Герострата, сжегшего из честолюбия храм богини Артемиды". Но древнегреческий историк Феопомп сохранил для потомков имя преступника. А на месте сожжённого храма жители города построили новый храм Артемиды Эфесской, названный впоследствие одним из семи чудес света.

Герострат на сцене - ну просто коалиция низменных страстей, могущих обуревать человека, во главе со спикером - тщеславием. "Похоть плоти, похоть очей и гордость житейская" - это про него. Добавим сюда жажду власти и катастрофическую по своей сути идею, им провозглашенную: "Делай, что хочешь, богов не боясь, и с людьми не считаясь". Эту идею вполне реализовал в свое время советский режим, а теперь подобной наглостью щеголяют всякие "мажоры", следуя примерам и воспитанию деньги- и властьпредержащих своих папаш.

Эти два персонажа объединяют гордость и тщеславие - ними руководимые, они сами не замечают, как во имя одних, казалось бы, высоких ценностей, попирают в итоге другие. Правдолюб Эзоп жертвует правдой ради эфемерной свободы; Герострат, хотевший увековечить свое имя в веках, оплодотворяет честолюбие не подвигами, а преступлением.

В этих двух сценических историях есть и еще кое-что общее. Эзоп, равно как и Герострат, пал жертвой не только собственных страстей. Им помогли погибнуть женщины, которые сыграли роковые роли, плетя вокруг несчастных свои любовные интрижки "на стороне".

При чем же тут зрители эпохи постмодерна, то есть мы с вами?

А при том, что, как и в эпоху античности, и ныне "люди слишком много едят и мало читают" (архонт Клеон из "Герострата"), и столь же беззащитны перед лицом самих себя и своих все возрастающих хотелок.

Постмодерн учит, что нет никакой абсолютной Истины, а вместо нее существует множество самых разных частных и общественных правд.

История свидетельствует, что в основе всех этих бесчисленных правдочек, на самом деле, несколько вполне древних вещей, сгубивших, в т.ч., Герострата с Эзопом.

Артисты прекрасно показали эти губительные штучки на сцене "Сумского малого театра".
0
Комментариев
0
Просмотров
1562
Комментировать статью могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.