Традиции и амбиции сумского ТЮЗа

I Всеукраинский театральный фестиваль в Сумах
Алина Початко 05 ноября 2010 в 16:18
«Театр - не отображающее зеркало, а увеличивающее стекло», - Владимир Маяковский.
«Театр - не отображающее зеркало, а увеличивающее стекло», - Владимир Маяковский.

Сегодня уже мало чем удастся разнообразить разбалованный вкус посредственного городского жителя. Два театра, в свое время положившие начало становления театрального искусства в Сумах, до сих пор продолжают играть свою роль — роль призмы, сквозь которую прекрасно виднеются все достоинства и недостатки современного общества.

Попытка — не пытка

Самый первый театр, при чем не только для сумского региона, но и для Украины в целом, появился в Глухове, благодаря стараниям графа Кирилла РАЗУМОВСКОГО. Именно он решил привить местному населению вкус общественной жизни, и в 1751 году, дабы не отставать от дворцовой моды, организовал создание музыкального театра, поставив французскую комедию «Ярмарка в Изиме». Так было дано «добро» сумской театральной жизни.
В 1806 году на территории нынешней улицы Соборной был построен дощатый театр, в котором выступали приезжие труппы. Он просуществовал до 60-х годов XIX столетия: история одного из первых на Слобожанщине театров закончилась из-за пожара.
Новая театральная надежда города Сумы появилась в 80-х годах XIX века, когда на левом берегу Псла, в парке «Швейцария» (место нынешнего фонтана «Садко») был построен летний театр. Однако, его жизнь также не была долгой — попытка создать театральное искусство в городе сгорела с самим помещением театра в 1916 году.
Не смотря на все попытки сумских попечителей искусства создать почву театральной жизни в городе, постоянного помещения у театралов все же не было. В 1906 году исправить это недоразумение взялся предприниматель-подрядчик Дмитрий КОРЕПАНОВ. Треть необходимых денег на строительство добавил еще один известный сумчанин - Павел ХАРИТОНЕНКО.
Таким образом, в начале XX века появился сумской театр имени Корепанова, получивший официальное название «Тиволи». Уже в 1906 году на его сцене выступала московская труппа, а в 1913 — миланская. С 1920 года театр Корепанова был национализирован и переименован в музыкально-драматический имени Третьего Интернационала. Очередные перемены в статусе уже произошли в январе 1939 года, когда в этом здании открылся музыкально-драматический театр им. Щепкина.

Непосредственное настоящее

Начало современного, привычного всем статуса, Сумской театр детей и юношества, получил в 1975 году, когда на улице Первомайская, 1, выпускниками Харьковского университета искусств был организован первый в городе театр кукол. Позже трансформировавшийся в ТЮЗ, он занял помещение бывшего театра Корепанова, а театр им. Щепкина в 1978 году начал свою новую жизнь в специально построенном здании на Театральной площади.
По техническому оснащению сумской театр считался лучшим в советской Украине. Самый яркий кукольный спектакль, который принес сумским деятелям сцены славу, назывался «Царевна-лягушка». В нем куклы работали по системе, придуманной главным художником Эдуардом ЛЕДНЕВЫМ: они могли самостоятельно двигаться по сцене, при этом актеров руководящих ими видно не было. В 1989 году спектакль занял первое место на театральном фестивале в Луцке, а позже в Москве. Стоит ли говорить, какая постановка ТЮЗа и сегодня собирает аншлаги уже в течение 40 лет?

Архитектурное обличье

Здание сегодняшнего ТЮЗа построено в традициях модерна по заказу Дмитрия Корепанова. Как утверждают большинство историков, архитектором, скорее всего был, харьковский художник-ГИНЗБУРГ. Но существует и другая версия, что проект предназначался для ялтинского театра, но, благодаря находчивости и оперативности Корепанова, он был перехвачен.
Оригинальный внешний вид далеко не единственное достоинство здания. Весь внутренний интерьер был просчитан до мелочей. Среди жителей города существует версия, что благодаря вмешанной в бетон пробки стены ТЮЗа были хорошо звукоизолированы, а вмурованные в них горшки дополнительно резонировали и усиливали звук.
Строители не поскупились и на различные механические приспособления. Именно на сцене ТЮЗа впервые в Сумах был устроен поворотный круг. Кроме того, помещение было интересно и своим полом, который, когда шел спектакль, становился наклонным.
Учитывая то, что в ходе революций театр дважды страдал от пожаров, просто удивительной остается сохранность основных внешних очертаний здания сегодня. Внутри от прежнего убранства не осталось ничего, а наклонный пол сгорел во время первого пожара. Расположенный рядом небольшой сад, который служил местом для прогулок в антрактах, также не сохранился.
Своим современным видом театр обязан ремонту в 60-х годах прошлого столетия, вследствие чего главный фасад и интерьер утратили свои характерные детали модернового стиля и были соединенны с элементами различных архитектурных стилей.
 

Теги:
театр, ТЮЗ
13
Комментариев
0
Просмотров
3674
Комментировать статью могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.