Убить, чтобы возродиться и запеть

Блоги,
28 марта 2017 в 11:48
Фото Надія Височанська
Впечатления от спектакля "Ножі в курях, або Спадок мірошника".

Искусство и пост – понятия несовместимые. Искусство всегда искушает. Искусство заставляет думать. Искусство – это и змей, и яблоко, и побег из Эдема.

Представьте себе мироздание в виде села, в котором живут три начала всего разумного сущего: животное либидо (пахарь-конюх Вильям), абсолютный дух (Гилберт Горн) и блаженная, то есть не тронутая распадом знания душа (молодая жена Вильяма). По сути, это – триединый языческий сельский бог. Его животная ипостась сеет, убирает урожай (зерно) и настолько любит коней, что даже как муж живет с лошадью. Мельник – не полная противоположность конюху, а просто другой: он – дух, он – сознание, которое фиксирует жизнь на бумаге: у мельника есть ручка, которой он ведет дневник. Мельник – выхолощенная живая субстанция, для которой мышление является единственно оправданной формой бытия.

Но тут появляется молодая женщина. Как любая блаженная, она наделена природной, а значит, неотразимой сексуальностью. Поначалу молодая селянка похожа на буддистского монаха, который искренне верует: "Облака – это просто облака, а поле – это просто поле".

Судьба знакомит блаженную с мельником, а тот знакомит ее с искусительным яблоком, воплощенным в пишущей ручке. Мельник, искусивший девушку знанием... Нет, возможностью выразить себя - девушка пишет на бумаге свое имя. Имя молодой женщины – это не буквы, не знаки, это – цветок. Начало новой жизни. Нарисовав распустившееся имя, девушка распускается сама... и безотчетно и безвозвратно открывается новому в жизни. Прежде всего любви: девушка влюбляется в мельника. На самом деле то чистая, жадная, голодная, неискушенная душа влюбляется в видавший виды, прожженный дух. Душа влюбляется и заболевает знанием. Душа начинает не только чувствовать – душа начинает мыслить.

Но животное начало ее триединого воплощения не дает ей покоя – оно, словно камень, тянет душу на дно. Животное начало - Вильям - не в силах противостоять холодному натиску духа и, чувствуя свой скорый конец, готово на все. Даже на то, чтобы трахнуть мельника вместо кобылы.

Ирония судьбы заключается в том, что в самый ответственный момент Вильяма серьезно приспичило - он захотел "посрать", как он сам выразился. Вероятно, именно этот естественный для всего живого казус спасает душу и дух, но губит конюха: молодая жена Вильяма решает избавиться от мужа и убивает его камнем.

Вторая, еще более глубокая, ирония судьбы: выясняется, что душа и дух не могут жить вместе без посредника – либидо, животного начала, от которого они избавились. И душа, научившаяся мыслить категориями духа, расстается с ним. Ведь дух явно проигрывает душе: дух не способен чувствовать и любить так же беззаветно, как способна это делать душа.

Финал истории. Несмотря жестокие перипетии, финал удивителен и по-своему прогнозируем: душа, освободившись от животного начала и духа, наделивших ее первородной силой и приобретенным знанием, несказанно преображается - душа принимается петь. И как петь! Так может петь только состоявшееся целое.

"Ножі в курях, або Спадок мірошника"
Львівський академічний театр ім. Леся Курбаса
Автор вистави – Девід Гарровер
Режисер – Володимир Кучинський
Молода жінка – Наталія Рибка-Пархоменко
Орач Коник Вільям – Олег Цьона
Мірошник Ґілберт Горн – Андрій Козак


"Чеховфест - 2017"
Сумський обласний театр для дітей та юнацтва
27 березня 2017 року

Фото Надія Височанська.

4
Комментариев
0
Просмотров
2629
Комментировать статью могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.