Ценные кадры «Укрросметалла»

Концерн НИКМАС
02 июля 2014 в 09:57
Кандидат технических наук, доцент Александр Лавренко
Высокий профессионализм кадров — высокое качества продукции!
Для концерна «Укрросметалл» 2014 год стал юбилейным: сам концерн отпраздновал 20-летие существования, а входящее в его состав АО «НПАО «ВНИИкомпрессормаш»» – целых полвека. Разумеется, история предприятия пишется человеческими судьбами, характерами и поступками. И каждая отдельно взятая жизнь – это часть общего пути развития.

Высокое качество продукции «Укрросметалла» обусловлено поддержанием уровня профессионализма сотрудников, постоянным развитием и совершенствованием системы менеджмента, технической и информационной базы для наиболее полного удовлетворения требований заказчика. За многие годы здесь подобрался коллектив высококвалифицированных специалистов. Среди них – кандидат технических наук, доцент Александр Лавренко, который за 38 лет работы вырос от младшего научного сотрудника до главного инженера проекта по газовым компрессорам АО «НПАО «ВНИИкомпрессормаш»».

r.: Александр Максимович, в настоящее время Вы совмещаете основную работу с председательством в государственной экзаменационной комиссии СумГУ. Вспоминаете себя в студенческие годы?

Александр Лавренко: Конечно. Это золотая пора возможностей и открывающихся перспектив. В вуз я поступал по велению души и склонности к точным наукам. Еще со школьных лет любимыми предметами были математика и физика. Поэтому стал студентом машиностроительного факультета на тот момент Харьковского филиала политехнического института им. Ленина в Сумах. Там пришлось не только учиться, но и работать. На занятиях волейбольной секции я познакомился с замечательным человеком и преподавателем - Олегом Балацким, который пригласил меня поработать на полставки лаборантом на кафедре экономики природопользования. Там и прошел второй семестр первого курса. На втором году меня переманил к себе Александр Гришкевич, который напомнил, что в душе я машиностроитель, а не экономист. В новой лаборатории мы осваивали и разрабатывали различные технологии обработки металла, например метод суперфиниша, который заключается в шлифовании при повышенных требованиях к обработке поверхностей в микронном диапазоне.

Кроме технических навыков, наш руководитель Александр Гришкевич развивал в студентах и коммерческую жилку, что впоследствии очень пригодилось мне в работе. В лабораторию он брал студентов ровно на один год, затем нужно было писать новое заявление на основании договора на разработку идеи, под которую конкретное предприятие давало деньги. Эта работа дала мне возможность посмотреть разные страны. В частности, я побывал в Башкирии. Там мы предлагали внедрение обработки деталей методом суперфиниш. 

r.: Как устроились на работу во «ВНИИкомпрессормаш»?

А.Л.: Рецензентом моей дипломной работы стал начальник отдела «ВНИИкомпрессормаш» Валентин Малик. После окончания института я решил работать именно на этом предприятии, поскольку бывал там и знаком со спецификой деятельности. Поначалу меня взяли младшим научным сотрудником передвижных компрессорных станций общеспециального назначения отдела № 32. За три года стал заведующим лабораторией и старшим научным сотрудником. Параллельно с работой поступил в аспирантуру Харьковского политехнического института на кафедру машиноведения и деталей машин. Диссертацию писал по тематике разработок «ВНИИкомпрессормаша», в лаборатории испытывал передвижные компрессорные станции с дизелем и поршневыми компрессорами. Тогда мы первые столкнулись с таким явлением, как крутильные колебания. На шейке коленчатого вала появилась трещина, и я занялся поиском решения проблемы. В 1986 г. в Харьковском политехническом институте защитил диссертацию по этой теме под руководством профессора Киркач Николая Федоровича. После этого меня избрали начальником отдела передвижных компрессорных станций. На этой должности нужно было не просто руководить, а заключать договора на разработку и выполнение проектов на коммерческой основе.

r.: Сложно приходилось?

А.Л.: Здесь и пригодился мне опыт, полученный на кафедре машиностроения. Мой отдел жил на условиях самоокупаемости, и как начальник я должен был найти заказчиков, которые обеспечивали бы финансирование нашей работы.

Я снова отправился в командировки по республикам СССР. Мы предлагали проекты передвижных компрессорных станций – тогда это была наша основная тематика. На серийных заводах, которые уже выпускали компрессоры, мы предлагали модернизацию оборудования.

В 1996 г. меня назначили заместителем директора «ВНИИкомпрессормаша». Вскоре институт стал составляющей концерна «Укрросметалл». Это стало новым импульсом развития предприятия, появилась должность председателя правления, и я стал его заместителем по техническим вопросам.

r.: Какие проекты запомнились Вам больше всего?

А.Л.: В 1999 г. было создано предприятие «Технокомпрессормаш», где мы проектировали новые машины и заказывали их изготовление во «ВНИИкомпрессормаше». Тогда мы освоили первые азотные машины для обеспечения пожаротушения на закрытых объектах – прежде всего, в шахтах. Таких машин типа АМВП-15/7 было изготовлено в общей сложности 11 штук. Они до сих пор работают в структурных подразделениях МЧС Украины и есть в активе каждого горноспасательного отряда Министерства энергетики (тогда это было Министерство угольной промышленности). Мы создавали и другие виды оборудования. Наш коллектив спроектировал систему кондиционирования летательного аппарата для космодрома. Польза от ее внедрения состоит в том, чтобы во время старта ракеты в технологические отверстия выхода газа и воздуха не попадали птицы и насекомые. Наш кондиционер продувает технологические системы корабля воздухом с постоянными параметрами давления, температуры и влажности. Кстати, похожую разработку нам заказали для Бразилии. Им нас порекомендовал известный украинский завод КБ «Южное», который занимается созданием и изготовлением ракетоносителей, а наш компрессор должен продувать созданный ими агрегат. Технологически оборудование не очень сложное, но перед нами поставлены очень высокие требования по выполнению аэрокосмических стандартов качества. От него требуется высочайшая надежность и жесткое выдерживание всех параметров. Поэтому для нас это знаковая работа, так как мы с такими требованиями до этого не сталкивались. Но тем не менее это было сделано, и оборудование работает.

r.: С какими еще странами довелось сотрудничать?

А.Л.: Долгое время, года с 2008-го, во время кризиса, я отвечал за ведение бизнеса в Казахстане. Мы там учредили предприятие с названием «КАЗкомпрессормаш». За это время я очень хорошо познакомился со страной, где проводил половину рабочего года. Казахстан - страна развивающаяся, своего машиностроения там практически нет, поэтому для нас это широкое поле деятельности. В основном туда шли машины Полтавского турбомеханического завода: передвижные компрессорные станции ПКСД – 5/25 и специальные машины производства «ВНИИкомпрессормаш».

r.: Вы много работаете... Остается ли время на личную жизнь?

А.Л.: Семья для меня важнее всего. Но так уж получилось, что и мои близкие так или иначе связаны с моей работой. Даже с супругой я познакомился во «ВНИИкомпрессормаше» - когда-то она здесь работала. Старшая дочь Юля с отличием закончила университет и сейчас работает экономистом в плановом отделе «ВНИИкомпрессормаша». А младшая дочь — семиклассница Аня тоже тяготеет к точным наукам и иностранным языкам.

ИД

0
Комментариев
0
Просмотров
2375
Комментировать статью могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.