Рыцарь классики

Рейтинги ТОП-50 - 2012
ВС 22 февраля 2013 в 15:24
Орест Коваль. Продюсер фестивалей классической музыки, солист-органист; 63 года
Имя этого человека знают все - фестивали классической музыки в Сумах проходят регулярно с 1993 г. Organum, Васн-fest - эти названия у всех на слуху, а ведь были еще в истори сумских музыкальных фестивалей и Jaz-fest, и Международный фестиваль в Шостке, и Всеукраинский фестиваль "30 років органного мистецтва в Сумах". И если посмотреть на все объективно, то все это стало реальным благодаря энергии одного человека.

Родился Орест Романович во Львове, родители его встретились на территории оккупированной Польши - вот такая непростая судьба уроженца Галичины, поселившегося в Сумах. Орест Коваль учился во Львовской музыкальной школе, потом - в Киевской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Сначала - по классу фортепиано, а позже - по классу органа. Фортепиано очень любил, всегда старался добиться совершенства во владении этим инструментом, но потом в жизни появился орган - "король музыкальных инструментов", как иногда характеризует его Орест Романович. В 90-х гг. в стране стали открываться органные залы, появилась потребность в музыкантах. Появился орган и в Сумах, сначала в помещении Троицкого собора. Возник по этому поводу затяжной конфликт со служителями религии, но, слава богу, все теперь позади, орган занял свое место в зале областной филармонии.

Но продолжим по порядку о нашем герое. О своем жизненном пути Орест Коваль говорит:  "Якби я відразу став органістом, то навряд чи домігся б того, чого досягнув сьогодні. А так я був поставлений перед потребою виживання, мусив багато чому вчитися. Загалом вважаю, що всі проблеми лише на користь людині, вони змушують її шукати нові шляхи, рухатись уперед". А проблемы были, и не только творческие. Орест Романович однажды рассказывал, как приходилось "таксовать" на своем стареньком «Москвиче». Забегая вперед, скажем, что, если бы у всех музыкантов с мировыми именами, которых позже Орест Романович подвез на этом автомобиле от сумского вокзала до гостиницы, филармонии и обратно, взять автограф, если бы каждая знаменитость расписалась на капоте, то транспортное средство стало бы музейным экспонатом. По окончании филармонии самой насущной проблемой оказалось трудоустройство по специальности. В родном Львове это было невозможно, и Орест Романович стал преподавать в Сумском музыкальном училище по классу фортепиано.О своем знакомстве с городом рассказал так: " У Львові влаштуватись за спеціальністю тоді можливості не було.Прибув сюди на роботу, до якої себе готував. Життя в місті здавалось досить спокійним, взагалі Суми нагадували один з райцентрів в Західній Україні, як, наприклад, Рогатин в Івано-Фраківській області. Але ж я тоді ще не був знайомий з людьми. Поступово знайомлячись з сумською інтелигенциєю, в чому, доречі, мені дуже допомогла Ріта Вікторівна Сергієнко, відомий в місті викладач і краєзнавець, я відчув, що в Сумах збереглись історичні корені. Моя уява про місто зробилась більш повною. В збереженні генетичної, закріпленої у поколіннях, культурної спадщини Суми не поступаються багатьом райцентрам".

А с 1989 по 1991 г. был солистом Ровенской консерватории. Именно тогда появилась идея заняться концертно-фестивальной деятельностью. Орест Коваль сам организовывал свои концерты и сам же их вел. Поначалу присутствовало некоторое сценическое волнение, а потом почувствовал, что публика его воспринимает не только как музыканта, но и в качестве ведущего. Тогда и появилась мысль организовывать концерты не только для себя, но и для друзей. Так постепенно родилась идея фестивалей класической музыки.

Теперь без Ореста Романовича немыслим ни один классический фестиваль в Сумах. А средства на первые проекты искать было непросто. Пользуясь своим талантом общаться и убеждать, продюсер Орест Коваль находил в Сумах спонсоров. Музыкантам оплачивали дорогу, предоставляли жилье, обеспечивали питанием. И ни на одном концерте ведущий не забывал поблагодарить всех поименно. Несколько раз на проведение фестивалей предоставлялись гранты от фонда "Відродження", в последние годы стали поступать средства из бюджетов.
Работа по развитию музыкальной культуры на Сумщине ведется спокойно и целенаправленно. По словам Ореста Коваля, собрать к определенному сроку музыкантов практически из всей Европы, или даже мира в Сумах не так-то просто. У каждого из них расписание выступлений составлено на год вперед, но тем не менее, артисты находят "окна" для того, чтобы выступить в нашем не очень знаменитом городе. Тут, конечно, помогают личные контакты и электронная почта, но главное - энергия одного человека. В Сумах удалось воспитать слушателя, который понимает музыку барокко. Орест Романович говорил на концертах: "Зараз слухачі перших фестивалей йдуть до нас зі своїми дітьми та онуками. Зараз в Сумах з'явилась категорія людей, яким музика бароко справді потрібна, і вони хочуть слухати якісне виконання. Склалося так, що публіка в Сумах більш вимогливіша, ніж в інших містах України".

Такими нас сделали фестивали классической музыки, организованные трудом сумчанина из Галичины Ореста Коваля. О своих критериях отбора музыкантов продюсер сказал, что старается пригласить не просто тех исполнителей, которые хотят играть музыку барокко, а музыкантов, которые делают это профессионально, используя новые интерпретации, то есть тех, кто умеет вернуть старинной музыке ясность для современного слушателя. Помимо гостей фестиваля Орест Коваль назвал несколько имен талантливых сумских музыкантов, которые, по нашему мнению, вполне могут быть названы творческой элитой города: Людмила Скрынник, Валентина и Людмила Макаровы, Владимир Прихожай.
Еще одно из направлений деятельности нашего номинанта - поддержка молодых талантов, организация мастер-классов для молодых музыкантов с маститыми мастерами. Орест Коваль удостоен звания заслуженного работника культуры Украины. На его творческом счету редактирование книги австрийского музыканта Н. Харнонкурта "Музика як мова". Работая в музыкальном секторе некогда существовавшего центра "Собор", он осуществил музыкальные проекты "Музичний дарунок" и "Срібно дзвенить клавесин". При творческих встречах Орест Коваль часто использует фильмы и слайды, иллюстрирующие определенный культурный пласт.
Такой вот у нас в этом году Человек Сумщины, а скорее, и всей Украины – таких успешных продюсеров фестивалей классической музыки можно пересчитать в стране на пальцах одной руки. Он сотворил чудо. И где – в Сумах! Так что браво, Орест Романович, а Львову и родителям – спасибо! Вот как нужно объединять страну.

Этапы биографии

1974 — 1989  — преподаватель по классу фортепиано Сумского музыкального училища.

1989 — 1991  — солист органист Ровенской областной филармони.

1991 — 1993  — солист-органист Сумской областной філармони.

1995 — глава объединения граждан Сумской городской организации  развития органного и камерного музыкального союза.

Алексей Сикорский


0
Комментариев
0
Просмотров
1837
Комментировать статью могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.