Российский кинематограф выдвинул Украине ультиматум

Дайджест 06 мая 2012 в 11:00
На смену хитрому и туповатому хохлу в русское кино приходит маргинальный украинский националист
В последнее время не проходит и недели без очередного «киношного» скандала, главным действующим «лицом» которого становится кинопродукция из России. Еще в марте этого года Государственное агентство по вопросам кино сперва запретило показ фильма о русско-грузинской войне «Август. Восьмого» (реж. Джаник Файзиев), а потом разрешило его. Кинокритики разных стран называли фильм русской агиткой, которая однобоко показывает непростую ситуацию с войной 2008 года. Первый замглавы Госкино Сергей Семкин тогда заявил: каждый зритель имеет право сделать самостоятельные выводы, просмотрев фильм.
По схожей схеме разворачивался конфликт вокруг выдачи прокатного свидетельства фильму «Матч» (реж. Андрей Малюков). Российская интерпретация легендарного «матча смерти» между советскими и немецкими футболистами в оккупированном Киеве заставила Госкино задуматься о том, кому показывать этот фильм, и стоит ли показывать его вообще. После недели раздумий фильм о картинно-хороших советских футболистах и карикатурно нехороших украинцах-пособниках фашистов получил «зеленый свет» на просмотр на территории Украины. И вновь Госкино отметило: при выдаче разрешения на прокат руководствовались тем, что «запреты служат авторам неталантливых фильмов лишней рекламой».

На этой неделе от русского кинематографа пришла очередная весточка – откровенно антиукраинский сериал по книге Михаила Булгакова «Белая гвардия» стоит в очереди на получение «добро» на прокат в стране. Фильм, где укаринцы представлены необразованными, циничными и жестокими шовинистами-антисемитами, скорее всего, получит желанное прокатное свидетество. Ведь  позиция Госкино вполне ясна: украинцы настолько разумны, чтобы самим понять, где правда, а где вымысел. В принципе, такая позиция не лишена здравого смысла, ведь запрет – это не лучшее решение любой проблемы. А антиреклама, как правило, привлекает больше внимания, чем обычная пи-ар кампания. Однако в этой ситуации удивляет не количество скандалов, а настойчивость, с которой Россия все чаще и чаще изображает украинца в образе «фашиста-националиста». Причем от фильма к фильму «хохлы» становятся все подлее.

Вообще, образ украинца как «недорусского» не блещет новизной. В наследие от советского кинематографа Украине остался целый сонм «гекающих» туповатых малороссов (вспомнить хотя бы Попандопуло из «Свадьбы в Малиновке» или Пасюка и Левченко из «Место встречи изменить нельзя»). Сегодня же хитроватый и нелепый «хохол» в российских картинах трансформировался в не менее карикатурного «фашиста-бандеровца». В многочисленных русских фильмах и сериалах, прославляющих честь и мужество русских солдат, обязательно найдется местечко для циничных и подлых националистов-маргиналов, которые пьют «горилку» и закусывают салом под тост «За вільну неньку-Україну!» (один из ярких примеров тому скандальный фильм «Мы из будущего-2», который в прошлом году Госкино так и не выпустили в отечественный прокат).

В интервью «Комментариям» кинокритик и глава Украинского союза кинематографистов Сергей Трымбач отметил, что используя такую агрессивную карикатурностью изображения украинцев северный сосед акцентирует внимание на том, что этнический украинец – это по-прежнему нецивилизованный русский. Чтобы избавится от такой плохой славы нужно просто признать себя русским.
«В контексте оглашенной программы собирания  в одно целое всех земель русских, политика русификации нарастает по всех фронтах.  То есть, Россия продолжает втюхивать украинцам в голову простую мысль о том, что  единственный выход из хуторянской жизни - это идти в цивилизацию вместе с Россией», - отмечает кинокритик.
Кино же может просто и доступно показать и русским, и украинцам, кто на самом деле хозяин в мире. В русском мире.
Так что, по мнению Трымбача, такая «кинематографическая война» не что иное, как ультиматум. «Словом, нам хотят сказать: выбирайте. Или вы с цивилизацией, то есть с Россией, и тогда вы выходите на просторы истории. Если же не хотите быть с нами, то оставайтесь вне истории - в своих селах, расположенных в стороне от центральных магистралей, такими вот звероподобными селюками», - подчеркнул Трымбач.
К слову сказать, на территории Росси только один фильм из Украины был запрещен к показу. Это лента «Молитва о гетмане Мазепе» Юрия Ильенко. Десять лет назад русским критикам не понравилось, как в фильме раскрыт образ русского императора Петра I. По их мнению, в украинской интерпретации он уж слишком далек от русского идеала. Однако «Молитва» - это чистой воды арт-хауз, который даже украинские критики восприняли прохладно. Так что особенного шума  в России картина не наделала. Сегодняшнее же состояние отечественной киноиндустрии вовсе не способствует участию в агитационных  «киновойнах». Правда, вопрос в том, нужно ли это.
Как отметил Трымбач, Украине нет необходимости опускаться до уровня российской пропаганды. «Нам же не нужно переубеждать русских, что они украинцы. Равно как не нужно агитировать Россию присоединиться к Украине», - считает киноэксперт. Так что правило «лучшая защита – это нападение» в данной ситуации не работает. Как и запрет проката русской кинопродукции. Более действенным, по мнению кинокритика,  является поднятие уровня сознания и национальной идентичности. А тут уже без комплексной государственной и общественной инициатив не обойтись.
Так что, против атаки русской агитации украинцам придется запастись и без того безграничным терпением. Либо «брать» русских интеллектом: не смотреть антиукраинские сериалы, не ходить на «великорусское кино», а больше интересоваться собственной историей. Если, конечно, поборники русского мира до того времени не успеют ее переписать.

http://comments.ua/
0
Комментариев
0
Просмотров
891
Комментировать статью могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.