Живо ли украинское кино? Государство решило доказать, что да. Осенью нас ждет 6 украинских кинопремьер, которые должны убедить, что и мы снимать умеем
Украинцы выбирают Голливуд
85% всей кассы кинопрокатчиков приходится на американские фильмы. На этом фоне 1,5% доли прибыли от украинского кино в прокате выглядят жалко, но еще 2 года назад об этом можно было только мечтать.
С чем связан рост интереса к украинскому кино?
Одна из причин — увеличение расходов государства на кинематограф. Больше денег — больше фильмов. За последние четыре года бюджетное финансирование отечественного кинематографа увеличилось почти в 28 раз! С 6,05 млн грн в 2009 году до рекордных 167,5 млн грн в 2012 году.
Год - Расходы государства на съемки кино (млн грн)
2009 год - 6,05 млн грн.
2010 год - 24,889 млн грн.
2011 год - 117,64 млн грн.
2012 год - 167,54 млн грн.
2013 год - 146,687 млн грн.
В 2012 году украинское кино отпраздновало первую маленькую победу. «ТотКтоПрошелСквозьОгонь» Михаила Ильенко, снятый полностью за счет государства (16 млн грн), стал первым отечественным фильмом за годы независимости, который вообще попал в прокат и даже сумел покрыть затраты на дистрибуцию, собрав 1,7 млн грн. Посмотреть его пришло 86 тысяч украинцев.
Но это только начало. До конца 2013 года ожидается еще 6 украинских кинопремьер.
Что это за фильмы? (см. таблицу)
Сумеют ли эти фильмы стать началом новой эры в украинском кино?
Сами кинокритики и украинские кинорежиссеры утверждают, что хотя роль государства в возрождении украинского кинематографа важна, но не она определяющая. Ведь украинские продюсеры обеспокоены не тем, как заработать на картине, а как снять ее, освоив средства.
Мартин Смит, специальный советник британской компании IngeniousMedia считает, что господдержка — это самый верный способ убить киноиндустрию. Например, европейское кинопроизводство слишком завязано на государственных деньгах. В этом его главная проблема и причина, почему оно проигрывает борьбу Голливуду.
Какой путь избрать Украине?
Очевидно, что в Украине есть киноталанты. В 2008–2012 годах 10 украинских картин участвовали в международных кинофестивалях, 8 из них получили награды.
Но, как это у нас принято, нет правильного бизнес-подхода. Украинский кинематограф до сих пор не воспринимается как бизнес — по-прежнему довлеет советский стереотип, что кто-то должен дать денег.
Однако кино должно заботиться само о себе: и о законе, и о деньгах, и о темах.
Что необходимо сделать, чтобы украинцы смогли смотреть свое национальное кино:
снимать кино с ориентацией на прокат — полнометражные картины;
государство должно содействовать развитию всеукраинской сети кинозалов: из расчета 1 кинозал на 20 тысяч зрителей необходимо около 3 тысяч залов;
международные кинофестивали для украинских фильмов должны стать площадкой для поиска инвестиций в отечественную киноиндустрию;
государственная поддержка не должна сводиться к банальному выделению денег на съемки, необходимо также содействие всем игрокам киноиндустрии: налоговые каникулы для отечественного кинематографа и проката, дотация на стоимость билетов на украинские премьеры, развитие сети кинокружков в школах.
Только тогда украинские фильмы будут в состоянии отвоевывать аудиторию у голливудских блокбастеров. Иначе на 5 снятых за деньги налогоплательщиков лент, в лучшем случае, придется один успешный проект, а зритель проголосует за тот «попкорн», который ему сейчас предлагают в кинотеатрах.
Источник:
newsplot.org