Возрождение близнецов: новое лицо «Свемы» можно увидеть на ее «двойнике»

Блоги, Роман Петренко
24 февраля 2012 в 10:49
Пока наши «патриотичные» политики с дрожью и гневом в голосе говорят о банкротстве «Свемы», ее российский аналог достиг миллиардных оборотов
Пока наши «патриотичные» политики с дрожью и гневом в голосе говорят о банкротстве «Свемы», ее российский аналог достиг миллиардных оборотов
 
Создание индустриального парка «Свема» на базе устаревших и полузаброшенных промышленных площадей явно стало одним из приоритетов нынешней власти. Одновременно, эта же тема поднимается и оппонентами власти, но уже со знаком «минус»: банкротство предприятия считают чуть ли не преступлением, а гос.программу по созданию индустриального парка – ошибкой.
 
Увы, но эмоций и политики в этой теме до сих пор остается намного больше, чем трезвых расчетов. Хотя, на самом деле, есть просто способ разобраться, кто прав. Нужно посмотреть, как российские власти и бизнес спасали и сохраняли свой аналог «Свемы» - казанскую «Тасму».
 
И сразу – казус. Оказывается, никак они ее не сохраняли. И пока мы делали вид, что устаревшее и навсегда отсталое производство это стратегический актив страны, россияне оперативно провели процедуру банкротства и оздоровления «Тасмы» еще в 1998 году.
 
По данным Делового центра Республики Татарстан, ОАО "Тасма-холдинг" — единственный в России производитель фототехнических, полиграфических и рентгеномедицинских пленок. В 1998 году по заявлению Федеральной службы по делам о несостоятельности на "Тасме" была введена процедура банкротства. Правительство республики владело 66,35% акций "Тасма-холдинга", муниципальное образование Казани — 16,48%, остальная доля контролировалась менеджментом во главе с гендиректором Дамиром Муратовым.
 
Второй казус. В то время, как украинские власти после 2004 года резко отказались от развития СЭЗ, территорий приоритетного развития и индустриальных парков, Россия сделала прямо противоположное. В 2007 году на базе «Тасмы» был создан технополис «Химград».
 
Говорит руководитель «Химграда» Альберт Каримов:
 
«…Если говорить непосредственно о "Тасме"… Не секрет, что это предприятие на протяжении долгого времени не прогрессировало, скажем так. У "Тасмы" не было ни концепции развития, ни ресурсов для него. Поэтому, с одной стороны, Постановление Кабмина республики о создании индустриального парка "Химград" нефтехимического кластера на площадке ОАО "Тасма-Холдинг" явилось началом развития здесь малой нефтехимии. С другой стороны - это поспособствовало оптимизации самой "Тасмы". Ведь предприятие должно и дальше работать: есть трудовой коллектив, выпускающий продукцию.  
 
- Если предприятие или площадка приходили в упадок, то не целесообразней ли было бы не восстанавливать, а заново построить, как не раз заявлял премьер-министр РТ Рустам Минниханов?
 
- А здесь противоречий нет. Да, на нашей территории много старых зданий, они подлежат сносу, мы расчищаем площадки для будущих производств. Но существует инфраструктура, причем задействованная не более чем на 10%. Есть, например, подстанция "Магнит" совокупной мощностью порядка 50 МВт, система теплоснабжения, водоочистная станция, - новые производства можно подключать без проблем и - кстати - без оплаты за технологическое присоединение. Это очевидное преимущество по сравнению с ситуацией, когда новые производственные здания из сэндвич-панелей строятся в чистом поле».
 
Сегодня то, что несколько лет назад было полным аналогом «Свемы» — это современный индустриальный комплекс, предназначенный для размещения на его территории малых и средних компаний в сфере химии и переработки полимерной продукции.
 
Общая площадь технополиса — 181 Га. Площадь промышленной и складской недвижимости — 500 тыс. кв.м.
 
В «Химграде» размещаются производства, склады и офисы в одном месте — это оптимизирует бизнес-процессы, упрощает осуществление оперативного управления и контроля качества. Объединяясь вокруг инфраструктурной компании, производители экономят на издержках и имеют возможность сконцентрироваться на задачах собственного бизнеса. Технополис в режиме «единого окна» обеспечивает оформление разрешительной документации, выдачу техусловий,  экологический контроль.
 
В «Химграде» функционирует собственно технопарк, парк высоких технологий, две зоны перспективного строительства.
 
Третий казус. Пока мы возмущаемся, что на территории когда-то единой «Свемы» сегодня работают более 20 различных компаний, в «Химград» зашли свыше 200 предприятий.
 
Вот так это выглядит сегодня на бывшей «Тасме». Так должна выглядеть «Свема».
1
Комментариев
5
Просмотров
2134
Комментировать статью могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Комментарии

Підтримую автора. Ганьба тим хто банкротив ( вирізав ) СВЕМУ замість того щоб її оздоровлювати.
Єдине зауваження - в справі визначення стану справ на "Тасмі" не можна покладатися на точку зору такого експерта як її директор.До того ж ця точка зору тиражується привладною структурою яка представляє інтереси акціонерів.

1. Каримов - руководитель не "Тасмы", Олег, а "Химграда". Он менеджер не груды металла, а супер-успешного бизнес-проекта.
---
2. "Ганьба" - тем, кто годами упирался рогом, продолжая считать "Свему" гос.активом, стоимостью в 1 миллиард гривен.
---
3. Россияне банкротили "Тасму" задолго до нас, бо мы ж умнее, мы патриоты, для нас банкротство - это ужас и позор. А для них, глупых, это - см. картинки. Впечатляет.
---
4. Наконец, лучше не персонифицировать, кому конкретно "ганьба", бо неудобно за неньку и шаровары. Арбитражный тогдашний много интресных историй рассказать может.
---
5. Традиционная наша болячка: вместо "Что делать?" ищем "Кто виноват?"
---
Представляю, какие последуют комментарии Smile

1. Я правильно розумію - Карімов особа неупереджена і обєктивна стосовно успіхів влади на території колишньої Тасми?
2. Рогом на Свемі ніхто не упірався на її ліквідації тупо заробляли ( тупо це значить нічого не вироблячи перепродували борги, векселя за газ, вирізали цехи, продавали тіпа задаром техніку і здавали в дрібну оренду невликі потужності ).
3. Арбітражний много інтєрєсних історій вже розказав.

Лично мне всё равно, объективная личность Каримов, или нет. Поверь, до его объективности мне никакого абсолютно дела нет. Меня интерсует то, чем он руководит. Это блеск. Это единственный правильный путь, и для них, и для нас. Но пока мы говорили, критиковали, подставляли и т.д., они - сделали.
---
Насчет продукции "Свемы", как и других "высокотехнологичных" предприятий, типа "Электрона", даже спорить не хочу. "Свема" уже в начале 90-х не выпускала ничего конкурентного. Только с развалом Союза открылись рынки - она стала обречена. Это если говорить о профильном продукте - пленке. А еще несколько лет спустя - пришли цифровые технологии и носители. ЧТО на этом рынке могла производить наша доисторическая "Свема"? Химию? Так там аналогичная ситуация.
---
В процедуре банкротства как раз продаются площади, помещения, оборудование (в нашем случае - реально металлолом, ничего подобного оборудованию Кодака там в помине не было, одни советские "ноу-хау". Опять же, такая же ситуация и на Электроне. "Оборудование"... Хлам это для переплавки, а не оборудование).
---
Вонь по поводу банкротства была, есть и будет всегда. Сашу Сугоняко я давно знаю, так вот, даже такой объект как комвольно-прядильная фабрика в процессе банкротства "воняла" так, что для людей чуть тюрьмой не закончилась. Олег, при банкротстве ВСЕГДА остается много недовольных. И на Тасме, в том числе.
---
Надо жить дальше.

Ви вірно підмітили, що в той час коли росіяни, вірніше татари банкротили Тасму ми на Свемі "упіралися рогом". В 2003 році "Ітера" намагалася банкротити Свему . В цей же рік на Свему прийшов молодий управлінець з одного з міст Донецької області. Пізніше він став нардепом від ПР і головою обласної адміністрації однієї з областей. Цей управлінець чітко виконував доручення тих хто "упірався рогом" на маржу жив. В результаті борги Свеми збільшилися, а майна на Свемі зменшилося.
Ви правильно зауважили, що треба жити далі, але "героїв" Свеми треба знати в обличчя.