Абхазия бежит от России

Дайджест 12 июня 2011 в 17:00
Абхазия бежит от России
Смерть абхазского президента Сергея Багапша усилит стремление местной элиты к независимости от влияния Москвы
ЛИДЕР самопровозглашенной и пока признанной только Россией, Никарагуа, Венесуэлой, Науру и Вануату республики скончался в московской больнице на 63-м году жизни. Официальной причиной кончины Сергея Багапша назван рак легкого. Именно при этом президенте страна, отделившаяся в начале 1990-х от Грузии, получила пусть ограниченное, но признание. Теперь задача абхазской элиты вывести причерноморскую республику из-под удушающе тесной опеки России.

Правившего шесть лет Багапша на время до выборов подменяет вице-президент Александр Анкваб. Его назначение на этот пост в феврале 2005 года стало компромиссом между представителями местной элиты, после того как на президентских выборах Москва поставила на Рауля Хаджимбу, а победил Багапш. Тогдашний политический кризис в Сухуми разрешили собственными силами. С тех пор отношения между Абхазией и Россией заметно охладели. Главная проблема в том, что в Москве смотрят на республику как на придаток к Сочи, где российским чиновникам и бизнесменам можно все. Россияне, в частности, добиваются права на прямую покупку санаториев и другой недвижимости в стране, абхазы настаивают на создании совместных предприятий. В отличие от другой отделившейся от Грузии при поддержке Кремля республики — Южной Осетии — у Абхазии есть возможности самостоятельно себя прокормить. Здесь и туристическая отрасль, и производство цитрусовых, и собственная ГЭС. В местную экономику активно инвестируют турецкие предприниматели, хотя официально Анкара Абхазию не признает. Анкваба, кстати, принято считать лоббистом турецких интересов.

Такая ситуация раздражает россиян. В Москве убеждены, что абхазы обязаны независимостью ей. В Сухуми же полагают, что в 1992 году сами отстояли суверенитет республики, а в 2008-м, во время войны в Южной Осетии, едва ли не спасли тамошнюю группировку российской армии, открыв «второй фронт» на западе Грузии. Так что нужды в российских «костылях» абхазы не видят, хотя и настроены лояльно к РФ. В частности на территории республики действуют две российские военные базы.

Проблемы создают сами россияне, свысока относящиеся к местной элите и смотрящие на республику как на свою вотчину. В Сухуми даже подозревают, что российский МИД сознательно не особо напирает на своих союзников в вопросе признания Абхазии, поскольку опасается, что без международной изоляции Москва потеряет влияние на маленькую страну.

Это напряжение выгодно для себя использует Турция. Будучи членом НАТО, она не может открыто поддержать Абхазию, но и не препятствует своему бизнесу в работе там. Мусульманское население республики объективно тянется к единоверцам. Кроме того, в отличие от россиян турки готовы серьезно инвестировать в туристическую и другие отрасли, а не просто требовать их передачи в дар «освободителям».

Конкуренты Анкваба в борьбе за кресло президента — нынешний премьер Сергей Шамба, неудачник прошлых выборов Рауль Хаджимба, Заур Ардзинба, cын первого президента республики — в большей или меньшей степени опасаются российской экономической экспансии. Кто бы из них ни победил, официальный Сухуми продолжит поиск точек опоры в мире. Кроме Турции, ведется на определенном уровне диалог с ЕС, зондируется почва в Иране и Китае. Со смертью Багапша серьезно активизировалась бывшая метрополия — Грузия. В Тбилиси в этот раз решили действовать не кнутом, а пряником: различными экономическими проектами и обещаниями максимально свободной федерации склонить Абхазию к возвращению в грузинское лоно. При этом, конечно, подавляющее большинство абхазов крайне настороженно относятся к Грузии, и на серьезные успехи Тбилиси рассчитывать не приходится. Но абхазская элита от такой борьбы за ее внимание, безусловно, выиграет.

Таким образом, Россию, привыкшую считать Абхазию еще одним субъектом федерации, ждут большие трудности. Даже ранее поддерживаемый Кремлем Хаджимба в последнее время стал жестко высказываться о хищническом поведении российского бизнеса. Тем более что в отличие от РФ в республике действует относительно демократическая политическая система — это несмотря на коррупцию и клановость. Выборы в Абхазии вполне настоящие, а не заранее предопределенные, как у северного соседа. И поскольку гибкость давно исчезла из арсенала российской внешней политики в отношении стран постсоветского пространства, весьма вероятно, что любой следующий президент Абхазии во главу угла поставит главную для абхазов цель — продолжение борьбы за независимость. Только теперь уже не от Тбилиси, а от Москвы.

http://comments.ua/


2
Комментариев
1
Просмотров
1697
Комментировать статью могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Комментарии

задача абхазской элиты вывести причерноморскую республику из-под удушающе тесной опеки России.
Значится нэзалажнисьть нужна только алигархам, значит одна у нас надежда на русского царя. Только он может приказать хану Ахметке потрясти жирком для народа.