23-30 ноября 2011 г., 48 (677), Первая полосаГазета Панорама, Вера Костина 25 ноября 2011 в 15:26
Власть намерена дождаться, пока «дети войны» вымрут естественным путем
«Дети войны» – многочисленная, но бесправная и малоимущая категория украинцев. Во-первых, потому что это пенсионеры 66-84 лет, а о несовместимости средней пенсии украинца с жизнью известно всем. Во-вторых, военное детство сказалось на здоровье и социальном статусе многих. Но вот уже третье поколение украинской власти игнорирует Закон Украины «О социальной защите детей войны», установивший в 2004 г. права детей войны на льготы и доплаты в размере 30% минимальной пенсии (на начало 2011 г. - 225 грн. в мес.). Однако в 2006 г. выплаты не производились, а с 2007 г. начисления составляли 10% минимальной на то время пенсии, и размер их не изменился до сих пор.
А с июня 2011 г., согласно изменениям к Закону Украины «О государственном бюджете Украины на 2011 год», финансирование выплат «детям войны» производится «исходя из имеющегося финансового ресурса бюджета Пенсионного фонда Украины на 2011 г.». То есть никак. Апофеозом беспредела можно считать недавнее заявление Сергея ТИГИПКО, назвавшего вопиющей несправедливостью сам факт принятия исков в пользу повышения пенсий. Вице-премьер считает, что проведение эмиссии для доплат «детям войны» и «чернобыльцам» приведет к инфляции. Поэтому, чтобы никого не обижать, следует не повышать никому! Более того, правительство намерено обжаловать решения судов в пользу выплат пенсионерам-чернобыльцам и «детям войны».
Сказка про белого бычка
Супруги Николай и Зоя ПРОХОДА обратились в суд с иском о взыскании с Пенсионного фонда недоплаченной ежемесячной государственной социальной помощи «детям войны». Весной прошлого года по требованию ответчика постановление суда первой инстанции было направлено в Апелляционный суд Сумской области. «Мы перенесли на оккупированной территории Сумского района все тяготы войны и имеем много заболеваний. Моей супруге сделали в онкодиспансере операцию, у нее заболевания сердца, легких, печени, для лечения нужны очень дорогие лекарства. Я перенес инсульт, у меня гипертония, но вынужден работать на огороде, расположенном в 20 км от Сум, чтобы не покупать овощи и картошку по таким страшным ценам. Неужели Пенсионный фонд и Апелляционный суд ждут нашей смерти, намеренно не рассматривая вовремя наши требования в суде?» - возмущается пенсионер. У Николая Якимовича сложилось мнение, что в наших судах — полный бардак: ошибки в документах, неразбериха с регистрацией и т.д. Например, его дело и дело его супруги (№№ 3114, 3115) рассмотрены в один день, а в Апелляционный суд дело Зои Ивановны ушло на месяц позже, зато рассмотрена апелляция месяцем раньше. Согласно исполнительному листу, выплаты он должен был получить 23 сентября, но не получил и вынужден был обратиться в прокуратуру и опять же в Заречный ПФ. Вместо 1600 грн. получил очередную отписку о том, что госвыплата начислена, но будет выплачена при наличии денег у ПФ. В общем, сказка про белого бычка...
Председатель Апелляционного суда Сумской области Николай ЛУГОВОЙ сообщил, что суд работает на пределе возможностей. Из судов первой инстанции получили 51 тыс. дел «детей войны», а Апелляционный суд рассчитан на рассмотрение 4 тыс. дел в год. «В начале года мы ежедневно рассматривали по 30 дел, сейчас - 70. Дела нужно рассмотреть, потом решения распечатать, запаковать в конверты, наклеить марки, подшить к делу и отправить. За первое полугодие мы рассмотрели около 9 тыс. дел. Это очень много, быстрее работать просто невозможно: у нас не хватает ни финансовых возможностей, ни человеческих ресурсов, даже техника не выдерживает. С такими темпами мы рассмотрим все дела за четыре года. А есть еще другие дела: по чернобыльцам, молодым мамам в декрете, дела по перерасчету пенсий. Я понимаю: людям тяжело, но мы делаем все, что можем», - сообщил он. По словам Николая Лугового, он неоднократно обращался и в Кабмин, и в Минфин с предложениями гарантировать выплаты детям войны или узаконить возможность получения этих денег наследниками, но пока безрезультатно.
Ложечка меда
Закон Украины «О социальной защите детей войны», подписанный 18 ноября 2004 г. Президентом Украины Л.Кучмой («ребенком войны», кстати), вступил в законную силу с 1 января 2006 г. Согласно Закону, «ребенок войны» - это гражданин Украины, которому на время окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 г.) было менее 18 лет. Штамп «Дитина війни» в пенсионном удостоверении подтверждает статус. Согласно статистике, треть нынешних украинских пенсионеров являются «детьми войны».
В ст. 5 Закона для них предусмотрены льготы: первоочередной отвод земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества; бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта; 25% скидки на коммунальные услуги и др. Предоставляются только льготы на коммунальные услуги. Согласно ст. 1 ЗУ «О жилищно-коммунальных услугах», к коммунальным услугам относятся централизованное снабжение холодной и горячей водой, водоотведение, газо- и электроснабжение, централизованное отопление, вывоз бытовых отходов. Не распространяется скидка на содержание домов и придомовых территорий: оно почему-то не является коммунальной услугой.
Но ажиотаж возник из-за невыполнения перерасчета пенсий «детям войны» с учетом установленных надбавок – тех самых 30% минимальной пенсии по возрасту. С 1 января 2006 г. эти деньги не выплачивались, действие статьи неоднократно приостанавливалось. В 2008 г. Конституционный суд Украины признал неконституционными все законы, приостанавливавшие действие статьи 6 ЗУ «О социальной защите детей войны». Народ потянулся в суды. 2009 г. стал пиковым в судебной активности «детей войны». Госпошлина при подаче иска в суд составляла 3,4 грн., дела рассматривали в сокращенные сроки без участия истца. Судьи, соблюдая закон, выносили решения в пользу истцов. Власти стали искать лазейки для невыплаты надбавок.
Коллизия нравов
Правовая коллизия сказалась на человеческих взаимоотношениях. Детей войны можно разделить на несколько категорий. Самая многочисленная – это те, которые считают бесполезным занятием ходить по судам. Дескать, нечего свои нервы попусту трепать. Штампы в пенсионных удостоверениях поставили, льготы получают – и на том спасибо. «От нашей власти ничего не дождешься, она только о себе думает. Лучше я время на что-то полезное использую», - считает 72-летняя Александра Петровна. Ее сосед относится к категории тех, кто судится с ПФ, но пока безрезультатно: «В суде первой инстанции я выиграл, а в Апелляционном суде дело «зависло». Но я добьюсь справедливости», - уверен пенсионер.
Прозябающая на лавочке Надежда Леонтьевна ни в какие суды не ходила. «Кому я нужна? Мужа схоронила, детей не было… Кто меня защитит? А сама не пойду – меня там и слушать не будут», - почему-то уверена женщина, всю жизнь работавшая санитаркой в поликлинике. Она же поведала о соседке, получившей год назад «страшные деньги» как ребенок войны. Теперь эта соседка якобы зазналась и ни с кем не разговаривает. На вопрос, откуда же тогда информация о выплате, Надежда Леонтьевна привела железный аргумент: раньше соседи на разбитой «копейке» ездили, а год назад поменяли ее «на крутую иномарку». Правда, при ближайшем рассмотрении «иномарка» оказалась подержанной «Славутой».
Мнение
Первый секретарь Сумского ГКСПУ Александр ЧЕРНЯК на протяжении трех лет оказывает юридическую помощь в получении выплат детям войны. За 2007-2011 гг. по Сумской области за помощью обратились более 121 тыс. детей войны, многие уже получили деньги по искам — в сумме более 20 млн грн. по городу Сумы и более 120 млн грн. по Сумской области. «Хуже, чем сейчас, не было, - говорит он. - Раньше пусть несвоевременно, но надбавки выплачивали, а с середины лета 2011 г. практически перестали выплачивать, а если и выплачивают, то с многомесячными задержками, не беря во внимание ни решения судов, ни исполнительные листы о немедленном исполнении. Для пенсионеров один ответ: денег нет, ждите.
Суды принимают решения, ссылаясь не на Конституцию, не на Закон Украины «О социальной защите детей войны», который никто не отменял, а ссылаются на ручное управление экономикой (я говорю об изменениях к бюджету 2011 г. от 18.07.11 г., касающихся социальных выплат детям войны).
Срок исковой давности сократили с трех лет до шести месяцев, что уже делает невозможным выигрывать суды за 2007-2010 гг. По-моему, идет тотальное нарушение прав человека».
Так, прикрываясь изменениями к бюджету, Заречный суд отказал Зое ПРОХОДЕ в выплате повышения к пенсии с 19.06.2011 г. Любови ТРЕТЬЯК тот же суд «обрубил» начисления за апрель.
Для вычисления доплат он предлагает воспользоваться таблицей (см. таблицу). Но никакая таблица, очевидно, не поможет людям добиться своих законных денег. Тут нужны меры более радикальнее, чем суды и жалобы. Но расчет власти прост и циничен: пока суд да дело, большинству детей «детей войны» можно будет присылать похоронки. Нет человека – нет проблемы. Чисто сталинский принцип.