Депутаты «Батьківщины» открещиваются от Партии регионов и считают, что Минаева отправить в отставку имеют право только сумчане
Интервью

городского головы г. Сумы Геннадия МИНАЕВА, в котором мэр обвинил депутатов двух фракций («Батьківщина» и Партия регионов) в ведении переговоров о его отставке, вызвало бурную реакцию. Двузначность ситуации придало и то, что сам мэр в этот период счастливо отдыхал в Италии, в то время как в Сумах все его благие намерения по обустройству города секретарь горсовета Алексей МОВЧАН и первый заместитель Николай ВОЙТЕНКО (оба - регионалы) зарубили на корню. Зарубили не то что не посоветовавшись, а даже не поставив в известность, т.е. умножив действующего городского голову на «ноль». А тут еще давний «заклятый друг» - народный депутат Андрей ДЕРКАЧ - прислал «гражданину Минаеву» достаточно грубый ответ на просьбу помочь в решении «лифтовой» проблемы. Вот и покатился ответ уже привычно многословного мэра по политическим кочкам снежным комом, грозя превратиться в лавину и снести все на своем пути.
Глава фракции «Батьківщина» в Сумском горсовете Александр ЛЫСЕНКО и влиятельный депутат и бизнесмен Владимир ШИЛОВ не скрывают возмущения позицией мэра. Для таких эмоций почва Геннадием Минаевым была подготовлена еще до отъезда. «Уроды», «быдло», «дерибанщики и меркантильщики» - мэр не подбирал слова перед отпуском, как и не заботился хотя бы о внешней корректности своего ответа нардепу Деркачу. Это похоже на действия политического «камикадзе», который не то что просит — умоляет: «Ну отправьте меня в отставку!»
Было или не было?
Как удалось выяснить в беседе с Александром Лысенко и Владимиром Шиловым, разговор с регионалами был только об отлучении мэра от ведения сессии горсовета 23 марта, и то лишь в случае, если Минаев публично не извинится перед депутатами за «уродов» и другие «обидные слова». Но ни о каких политических договоренностях с идеологическими противниками не может быть и речи, утверждает Александр Лысенко.
«У нас есть четкое указание из Киева: мы не имеет права вести переговоры и совместные голосования по политическим вопросам ни с какой другой силой, кроме партии «Рідне місто». Мы из одних рядов. Даже после того как Геннадий Минаев вошел в «глубокий компромисс» с ПРУ, понимая, что другого выхода у него не было, нам из Киева не было указаний не сотрудничать с ним. По политическим вопросам мы можем голосовать с партией «Рідне місто», а по хозяйственным — как нужно для города. Первым нашим общим голосованием были 74 голоса за бюджет. Проблемы начались из-за непонятностей в политике», - убежден глава фракции «Батьківщина» в горсовете.
Владимир Шилов, один из самых влиятельных депутатов фракции, убежден, что произошедшее — продолжение политики, согласно которой их фракцию настойчиво загоняют в оппозицию. И это при том, что фракция насчитывает, ни много ни мало, 36 депутатов. «Путь, который Минаев избрал, ведет в никуда. Это конфронтационный путь, который отслеживается по заявлениям и статьям мэра. Он обзывает нас «дерибанщиками». Геннадий Михайлович, если это так, то будьте добры говорить языком цифр и фактов. Он этого не делает. Я тоже мог бы сказать, что «Рідне місто» - “дерибанщики”, которые могут быть в земле, в имуществе, в МАФах (везде, к сожалению). Но я же этого не говорю!» - долго возмущается Владимир Шилов. Но, закончив тираду, добавляет: «Мы готовы к диалогу!»
Мэра делает свита
Также выяснилась еще одна интересная деталь: основная причина разногласий между командой мэра и представителями бело-сердечных лежит в разном видении, прежде всего, хозяйственных вопросов. Владимир Шилов, например, категорически убежден, что водоканал должен принадлежать громаде города Сумы и ни в коем случае не должен быть продан. То, что происходит сегодня, похоже на искусственное банкротство предприятия. Критическая ситуация, несмотря на бравые заявления профильных чиновников, сложилась и с полигоном ТБО. «Сказать, что сегодня у города есть полигон, – это обмануть и себя, и людей. Уже через два месяца нам некуда будет возить мусор. И, ответственность за эту ситуацию несет «Жилкомсервис» в лице директора Владимира РУДЕНКО!» - рубит с плеча депутат. И, можно смело добавить: профильный заместитель мэра и начальники соответствующих управлений. Резкой критике подвергают депутаты и управление ЖКХ в вопросе «лифтового» кризиса.
В общем, разговор с представителями партии «Батьківщина» получился весьма интересным и познавательным, приводим его практически полностью.
r: Отставка градоначальника Вам может быть интересна? Ведь Вы сможете поставить на место секретаря горсовета своего человека?
Александр Лысенко: Нет, не интересна. Представим, что на пост мэра придет кто-то новый, от этого пострадают сумчане. Геннадий Михайлович - уже опытный мэр, у него сформирована команда. Считаю, что в городе Сумы есть только два человека, которые имеют право быть мэром, - это Геннадий Минаев и Виктор ВОЛОНТЫРЕЦ. Волонтырец — порядочный и опытный управленец, очень скромный и непритязательный человек. Живет 35 лет в двухкомнатной квартире. Хотя есть примеры, когда человек приходит на госслужбу, а через год ездит на джипе.
r: Если бы выборы проходили по пропорциональной системе, депутатов от партии «Батьківщина» в горсовете было бы в два раза меньше.
А.Л.: Не уверен. Мы вели предвыборную кампанию совместно с партией «Рідне місто». Я говорил Геннадию Михайловичу: «Вы согласны, что если бы мы не выставили на выборах кандидатуру Виктора Волонтырца, то вы бы не были мэром?»
Он сказал: «Да». Тогда мы ему сказали: «Что бы нам ни сулили, как бы ни заставляли, никогда 36 наших голосов за вашу отставку не будет». Только сумская громада, которая избрала мэра, имеет право снять его, но никак не депутаты.
r: Но уже был прецедент с голосованием за отставку мэра в 2008 г. Вы можете говорить что угодно, но в составе горсовета осталась половина депутатов-бютовцев, которые участвовали в этом. Вдобавок было показательное совместное голосование партии «Батьківщина», ПРУ и КПУ по «вишневому саду».
А.Л.: Никаких договоренностей и совместных голосований быть не может. По «вишневому саду» - надо было вообще снять тот вопрос с голосования. Я — за то, чтобы там поставили две детские площадки. Это можем сделать мы. У меня возле дома №146 по ул. Кирова аналогичная ситуация - похоронная служба загородила территорию - и я ничего не могу сделать уже два года. Эти проблемы надо решать в комплексе по всему городу.
r: Но в Курском мкрн. вообще негде гулять людям!
Владимир Шилов: Мы не на стороне Бурбыки (депутат из фракции «Батьківщина», которого связывают с планами застройки «вишневого сада» - «r»). Мы на стороне жителей. Даже если мы не утвердим договор аренды на сессии горсовета, они в судебном порядке заставят мэра подписать его. Надо действовать иначе. Если есть нарушение с выделением земли, если это не соответствует генплану или правилам застройки и закону о градостроительной деятельности, подписанному президентом, то надо в судебном порядке опротестовать застройку. Стоимость проекта отвода земельного участка (3 тыс. грн.) мы возместим.
r: Кто-нибудь занимается подготовкой такого иска в суд?
В.Ш.: Когда договор аренды земли будет внесен на рассмотрение сессии, мы обяжем юридический отдел горсовета подать иск, мотивируя несоответствием генплану. Мы поставим точку раз и навсегда. На месте Геннадия Михайловича я бы уже подписал этот договор и подал бы иск в суд, чтобы его опротестовать.
r: Неужели между Вами и мэром нет коммуникации, чтобы такие вопросы обсуждались до сессии?
В.Ш.: В решении всех вопросов должен быть компромисс. К примеру, Ярослав КУЦ хочет сделать «Службу заказчика». Он приходил к нам на заседание фракции два раза по этому поводу. Но по поводу «вишневого сада» из фракции «Рідне місто» никто не приходил.
r: Получается, коммуникации вообще нет?
В.Ш.: Коммуникация отсутствует напрочь! Поиск компромиссных решений не ведется.
r: Как Вы думаете, мэр выполняет задание губернатора, главы областной организации ПРУ Юрия Чмыря или это его личная позиция?
В.Ш.: Вопрос без ответа. Ответить может только Минаев.
r: Что Вы можете сказать относительно информации, будто вы с Перепеками решили зарубить новую транспортную схему, заручившись поддержкой силовиков, также владеющих маршрутками?
А.Л.: Я ни с кем ничего не обсуждал, тем более с Перепеками. Об отставке Минаева я никогда не говорил ни с ними, ни с Мовчаном. У меня обостренное чувство справедливости. Когда меня обвиняют в том, чего я не делал, я очень болезненно это воспринимаю. Геннадий Михайлович собрал перевозчиков за круглым столом и рассказал о будущей транспортной схеме. Он сделал все правильно, но очень рано. Все начали выяснять отношения. Хотя оставшиеся до конкурса полгода каждый перевозчик должен молча готовиться — покупать новые машины, готовить автобазу, продумывать условия.
r: Еще не принят закон о том, что после отставки мэра его обязанности будет исполнять секретарь горсовета без выборов. После принятия закона будет другой разговор?
А.Л.: Они (ПРУ) могли бы протянуть этот вопрос даже без закона.
r: Если конфликт между Минаевым и Деркачом будет развиваться и сложится большинство партий «Батьківщина» и “Рідне місто”, вы будете менять секретаря горсовета?
В.Ш.: Моя точка зрения насчет коалиции с партией “Рідне місто” такова: мы никого не отталкивали. Мы, наоборот, ждали. Но Геннадий Михайлович заявил, что от нас не пришли переговорщики. На сегодняшний день нам не нужны должности. О чем вести переговоры?! О смене секретаря?! Но нет предложений, нет компромисса.
А.Л.: Постоянно нарушается регламент, нарушен квотный принцип формирования структур власти. Это игнонирование в отношении нашей фракции со стороны мэра.
В.Ш.: Думаю, что нам и уважаемому мэру надо сесть, задуматься, перекреститься, сказать друг другу «извини» и начать с чистого листа, а не о взаимных обидах. Надо начать работать вместе - и это будет правильно! Нас все поймут! Но если мы снова будем выходить на тропу войны, то победителей не будет.
Геннадий Михайлович говорил, что ему нужна власть, чтобы решать глобальные для города проблемы. Но тогда можно задать вопросы. Где «Единый офис», где субвенции на троллейбусное управление, где обещанные деньги на лифты? Почему никто не едет в Кабмин? Почему нет обращений к президенту, премьер-министру?
Власть надо уважать. Я обязан уважать мэра, губернатора, премьер-министра, президента, потому что я гражданин Украины. Но почему они меня не уважают?! И не будут уважать, пока мы будем молчать!
Еще мэру надо внимательно посмотреть на свою свиту, которая его подставляет и компрометирует.
r: Можете назвать фамилии?
В.Ш.: По профессиональному признаку. К примеру, почему «Госгорпромнадзор» остановил 60 лифтов из-за отсутствия двусторонней диспетчерской связи, на которую надо 40 тыс. грн. (незначительная сумма для городского бюджета). Это безалаберность. Это вопросы к Куцу, Бондарю, Войтенко.
В Японии директор предприятия работает год, затем его отправляют в отпуск на полгода. Если за период его отпуска предприятие начинает «хромать», директора уже не возвращают. Хорошо, что Геннадий Михайлович уехал в отпуск. Ему надо отдохнуть после всех нагрузок и перезагрузок.
r: Но город начал «хромать» на обе ноги?
В.Ш.: На четыре – оказался на четвереньках.
r: Получается, Геннадию Михайловичу не надо возвращаться?
В.Ш.: Возвращаться надо — его избрал народ!