Дело Квиташвили

02-09 февраля 2011 г., 6 (634), Первая полоса
Газета Панорама, Анастасия Мазур 04 февраля 2011 в 11:18
Срок для замначальника городской налоговой инспекции, или Кто подставил Валериана Квиташвили

Татьяна КВИТАШВИЛИ уже полгода живет одна с двумя детьми. Она регулярно меняет номер мобильного телефона, а любой визит людей, в том числе друзей, снимает на видеокамеру, особенно если они что-то приносят. Недавно в ее квартире появился «грозный» защитник – собака породы пекинес, который радостно встречает хозяйку на пороге, а ночью лает при малейшем шорохе. Все это – не паранойя, а обоснованные меры предосторожности. В конце июля прошлого года ее мужа – заместителя начальника городской налоговой инспекции г. Сумы Валериана КВИТАШВИЛИ - задержали по подозрению в получении взятки. Однако сегодня, после десятка судебных заседаний и многочисленных свидетельских показаний есть все основания полагать, что дело грубо сфабриковано. Мы не беремся защищать или обвинять чиновника, однако публикуем факты, обнародованные в ходе судебных слушаний по этому делу. Это дело имеет огромный общественный резонанс, на заседание суда приходит очень много людей, а новости на сайте www.rama.com.ua стали самыми комментируемыми в сумском Интернете.

Уголовное зрелище
29 июля прошлого года Сумская областная прокуратура озвучила экстренную новость: днем ранее сотрудники прокуратуры и УБЭП задержали заместителя начальника Государственной налоговой инспекции в г.Сумы по подозрению в получении взятки в размере 30 тыс. грн. Как говорилось в официальном пресс-релизе, в поле зрения прокуратуры попала 23-летняя старший государственный налоговый ревизор-инспектор ГНИ в г. Сумы, которая, действуя в сговоре с заместителем начальника ГНИ, требовала от предпринимателя взятку в размере 80 тыс. грн.
Замначальника налоговой Валериана Квиташвили и инспектора Ирину ЛЫПЧЕНКО обвиняют по одной статье, однако Квиташвили, вызвав на допрос, сажают в СИЗО, а Лыпченко отпускают под подписку о невыезде.
Осенью 2010 г. начинается судебный процесс.
Памятная проверка
Ревизия, которая послужила поводом для возбуждения уголовного дела, была всего пятой в трудовой практике инспектора Ирины Лыпченко. Оказывается, выпускница СНАУ Ирина Лыпченко ранее пыталась устроиться в налоговую инспекцию, но не прошла по конкурсу. В ходе судебного заседания выяснилось, что после этого замначальника налоговой Квиташвили под личную ответственность все же принял ее на службу.
Результаты этой проверки оказались вдохновляющими для налогового инспектора - Лыпченко обнаружила нарушения по уплате единого налога у предпринимателя СУВОРОВА и насчитала ему штраф 1,2 млн. грн. Бухгалтер предпринимателя вышла с предложением «как-нибудь решить дело», и они сошлись на взятке в размере 120 тыс. грн., т. е. 10% суммы штрафа. «Только не говорите об этом начальству: если область об этом узнает, сумма вырастет вдвое», - так, по словам бухгалтера предпринимателя, Лыпченко уберегала себя от конкуренции. Потом бухгалтер обсудила размер суммы с работодателем и попросила инспектора снизить мзду до 80 тыс. грн. Пока шел торг об откупных, Ирина Лыпченко доложила Квиташвили о существовании предпринимателя-единщика с долгом в 1,2 млн. грн., на что начальник приказал ей перепроверить документы – такого долга «единщик», по его мнению, накопить не мог. Инспектор пересчитала налоги, и оказалось, что недоимка составляет всего 300 тыс. грн., но о новой сумме бизнесмену она почему-то не сообщила.
Все это факты, обнародованные в ходе судебных заседаний. Далее версии обвинения и защиты расходятся.
По данным прокуратуры, предприниматель Суворов и инспектор Лыпченко договариваются о деньгах, но тут в бизнесмене просыпается законопослушный гражданин и он начинает записывать все переговоры с инспектором на диктофон. После того как они договариваются о месте встречи для передачи взятки, Суворов обращается в УБЭП и рассказывает о готовящемся преступлении.
Правоохранители готовят операцию, а Суворов - взятку. В конце концов обвешанный прослушивающими устройствами бизнесмен передает деньги Ирине Лыпченко на ул. Черепина. Инспектора задерживают и увозят в прокуратуру. Там она заявляет, что она всего лишь связующее звено, а деньги предназначались для Квиташвили. В ту же ночь налоговика вызывают для допроса в прокуратуру и помещают в СИЗО.
Волнующая история, не так ли? Блестящая операция правоохранителей оставалась бы таковой и на суде, если бы не работа адвокатов, защищающих Валериана Квиташвили. В ходе судебных заседаний они доказывают, что факты, на которых основывается обвинение, сомнительны или даже сфальсифицированы, а само обвинение разваливается на глазах. Примет ли суд их работу во внимание – это вопрос.

Фабрика дел
Бывший сотрудник правоохранительных органов, а теперь винницкий адвокат Виталий КОРПАЛО уверен: с самого начала данное дело было спланированной операцией. «28 июля после обеда бизнесмен Суворов обращается к дежурному в УБЭП, тот находит ему опера, который, согласно  протоколу, в 14:50 получает у Суворова заявление о преступлении, прослушивает часовую диктофонную запись. Потом принимается решение брать с поличным. На это уходит около полутора часов. Потом Суворов едет домой, берет у жены деньги, привозит в милицию $6 тыс. и 30 тыс. грн., переписывает номера всех купюр и все копирует. При понятых все это фиксируется. Из практики знаю: процедура занимает не менее пяти часов. Тут же организовывается сопровождение техническим отделом: Суворова снабжают приспособлениями, собирается спецгруппа и все они едут на место встречи. На все по времени требуется полный рабочий день, а по документам, между первым приходом Суворова в УБЭП до самого задержания инспектора проходит три с половиной часа», - говорит адвокат.
Дальше – интереснее. На месте преступления оперуполномоченный замечает какой-то автомобиль и на расстоянии около 70 м переписывает номерной знак, но не весь, а без последних букв. Через время в ГАИ он узнает, что это Skoda Oktavia Валериана Квиташвили. «Мы тоже делаем запрос в ГАИ. Оказывается, в городе несколько «Шкод» с похожими номерами, отличаются только последние буквы. Опер почему-то сразу предположил, что это машина Квиташвили. А владелец одной из похожих «Шкод» признался, что на ул. Черепина у него проживают тесть и теща, и он часто бывает в этом районе», - продолжает Виталий Корпало. По мнению защитника, правоохранительные органы поступили непрофессионально: если уж они проводили такую технически подкованную операцию, то нужно было дождаться, пока инспектор Лыпченко передаст деньги конечному звену, который, по их утверждению, поджидал наживу, сидя в своей машине. А ведь по сути причастность Квиташвили к взятке держится только на обвинении Лыпченко.
К слову, сам Валериан Квиташвили утверждает, что в тот день на 17:00 у него было назначено совещание, и он неотлучно находился на рабочем месте. Приход и уход сотрудников фиксируется в специальном журнале, который исчез. Также пропали все документы из кабинета замначальника: после его задержания правоохранители провели несанкционированный обыск и конфисковали все документы с его стола, причем без описи, а «оптом»: пакет №1, пакет №2, пакет №3. Какой ущерб они нанесли своими действиями, еще придется выяснить, когда каким-нибудь предприятиям не вернут их документы.

Штрихи к процессу
За время судебных заседаний стержень обвинения также существенно подкосился. Нижеприведенные факты задокументированы со слов участников процесса. Оказывается, понятыми по делу проходят двое неаттестованных сотрудников милиции, причем они появляются в протоколах совершенно разных осмотров в одно и то же время в течение восьми часов подряд без перерыва на обед. При этом они успевали выполнять свои служебные обязанности на своих рабочих местах. Оба фигурируют в осмотре телефонов Квиташвили и Лыпченко, диктофона и пакетов с документами. Однако на суде одна из понятых призналась, что была только на осмотре телефона. Увидев оперативные документы, она заявила, что напротив ее фамилии стоит чужая подпись. Более того, в деле вообще не фигурирует объяснение, как у милиционеров появился телефон Квиташвили.
Оперуполномоченная Губская, не имея спецподготовки, производит осмотр телефона, присоединяет его к компьютеру и якобы скачивает все телефонные номера, но понятые этого… не помнят. Согласно документам, диктофон изымается в 17:00, а его осмотр проводится пятью часами ранее! «У нас уже есть ряд оснований для возбуждения уголовного дела против сотрудников УБЭП и прокуратуры», - говорит адвокат.
Один из главных козырей обвинения — справка от мобильного оператора о том, что во время задержания Лыпченко мобильный телефон Квиташвили находился в радиусе действия сотовой вышки на ул. Черепица. Однако эта справка есть у следователя только в электронном виде, что дает возможность для технических манипуляций. Справка была распечатана и заверена исключительно милицией, но никак не мобильным оператором.

Ищите женщину
На суде также всплыли факты, что молодой инспектор Лыпченко просила Квиташвили помочь ей с оформлением кредита на машину. «Лыпченко сказала, что заработала деньги в Англии. Они вместе ходили в банк, оформляли кредит. Она водить не умела, так что Валера помог ей сдать на права. Потом ей понадобилась квартира, и половина суммы у нее тоже была», - вспоминает Татьяна Квиташвили. По ее мнению, кто-то «просил» мужа за Лыпченко, иначе он не стал бы даже принимать ее на работу. Супруга налоговика отвергает предположения о любовной связи между молодой подчиненной и начальником: «Я знаю вкусы Валеры. С такой глупой он бы связываться не стал!»
На суде Ирина Лыпченко путается в ответах о своих прямых обязанностях как инспектора. Поручение Квиташвили о том, чтобы в счет погашения задолженности предприниматель Суворов перечислил 15 тыс. грн. в бюджет, она не выполнила. Показательно, что факт новой махинации с отмывкой денег на примере Суворова Валериан Квиташвили накануне озвучил на совещании в налоговой администрации. Еще бы, не имея ни складов, ни оборудования, ни одного наемного работника, бизнесмен занимается внешнеэкономической деятельностью, проводя суммы по 4-5 млн. грн., причем основным его клиентом является собственная жена. Квиташвили заподозрил, что бизнесмен отмывает чьи-то деньги, и именно ему поручили провести расследование данного факта и передать материалы в налоговую милицию для возбуждения  уголовного дела. После заявления на общем собрании налоговиков о потенциальной махинации, очевидно, что со стороны Квиташвили было бы глупо требовать у предпринимателя взятку. Но позднее был использован именно этот сценарий для обвинения. А с чьими деньгами работает Суворов, так и осталось за пределами следствия. Не здесь ли кроется разгадка?
Несмотря на эти факты, адвокаты Валериана Квиташвили не надеются на оправдательный приговор. «Это будет бомба для украинской судебной практики. Она повлечет за собой расследование фальсификаций и увольнение верхушки правоохранительных органов. На это никто не пойдет», - считает Виталий Корпало, но все же оставляет надежды на главенство Закона в Украине.

Новая метла
Стоит отметить еще одну немаловажную деталь. Июльские события проходили на фоне массовой ротации налоговых кадров в Сумской области. Киевлянка Ирина ЗЛЕНКО, член «одной команды» с главой Сумской ОГА Юрием ЧМЫРЕМ и областным прокурором ЛЕНСКИМ, ставшая за два месяца до этого начальником Государственной налоговой администрации в Сумской области, зачисляет задержание «взяточника» в свой актив. После этого начинается череда увольнений. Всего за полгода в налоговой администрации поменялось около 70% руководящего состава, о чем на пресс-конференции заявила сама Ирина Зленко. «Люди, работающие на одном месте 5-10 лет, сживаются с бизнесом, поэтому необходимо проводить кадровые ротации», - считает она. Последним скоропостижно ушел и уехал домой в Киев непосредственный руководитель Квиташвили, начальник ГНИ в г. Сумы Сергей ВАСИЛЬЕВ, который возглавил эту службу практически одновременно со Зленко и пробыл на должности всего полгода. Любопытно, что же стало причиной его поспешного отъезда с такого теплого места?
По слухам, причиной многих увольнений стала «новая метла» - Ирина Зленко, которая ввела новые правила работы. О ней говорили многое, но один факт всплыл в ходе уголовного дела Квиташвили. В судебных материалах есть его расписка некому банкиру в получении $20 тыс., которые Квиташвили взял в долг. Этот документ был найден в ходе обыска его кабинета после задержания. По словам Татьяны Квиташвили и других налоговиков, Валериан Квиташвили оплатил концерт певицы Евгении ВЛАСОВОЙ на Дне налогового сотрудника в Сумах. «Дело в том, что дочка Зленко – воспитанница Власовой. И судя по тому, что концерты Власовой в Сумах продолжались уже после ареста Валеры, за них по-прежнему платят», - делится супруга Татьяна.
По ее словам, арест Валериана Тамазовича был выгоден начальнице: она могла отрапортовать в Киев об успешной борьбе со взяточниками в налоговых рядах и получить долгожданный перевод в Харьков. «В Киеве совсем другие приоритеты», - говорит она.

Коня остановит, в избу войдет
Сейчас Татьяна Квиташвили дважды в неделю носит передачи в СИЗО. «За полгода Валера похудел на 30 кг, врач диагностировал у него предынфарктное состояние, но судья категорически отказывается выпускать его, мотивируя это тем, что он может повлиять на ход дела. Хотя какое дело? Следствие закончилось, главные свидетели дали показания», - возмущается Татьяна. Во время походов в СИЗО ее неизменно сопровождает 7-летний сын, который уверен, что все это время папа находится в Грузии, где присматривает за домом умерших родителей, а вернуться не может из-за землетрясений. «Правда, недавно, когда по телевизору показывали задержание Луценко, он увидел знакомую надпись – СИЗО, и спросил: А что, Луценко тоже сидит в международном аэропорту?» - делится Татьяна.
Пострадал и ее собственный бизнес. После череды проверок и обысков арендодатель не выдержал и «выселил» ее парикмахерскую. С автомобилем, который был конфискован банком, женщина рассталась с легкой душой – говорит, все равно не умеет водить. Квартиру пришлось перезаложить, но срок погашения кредита не критический: жить можно. «За десять минут до начала первого заседания мне удалось поменять адвокатов, и из-за этого чувствую себя героиней, - улыбается она. - Новые защитники – настоящие бойцы, хорошо натасканные. Они сразу сказали, что не договариваются и денег не носят. Они готовы дойти до европейского суда, правда, обидно, если все это время Валера просидит в СИЗО: это даже не тюрьма, в сотни раз хуже. Первое время он вообще боялся, что не выйдет оттуда живым. Сейчас он воспрянул духом, но судья давит: чуть что - и заседание объявят закрытыми. А это для него единственная возможность пообщаться, увидеть близких и друзей».

Комментарии
К сожалению, получить комментарии начальника ГНА в Сумской области Ирины Зленко не удалось. Она не нашла времени для встречи с журналистом и порекомендовала записаться на личный прием в первый или третий понедельник месяца. Новый начальник городской налоговой инспекции Игорь СОЛЬСКИЙ, работающий в Сумах с конца ноября прошлого года, подтвердил факт кадровой ротации, однако заметил, что за время его работы поменялись всего около 30 сотрудников из 400. О подробностях дела Квиташвили он знает немногое, и то в основном из комментариев пользователей на сайте rama.com.ua. С жалобами о пропаже документов, конфискованных во время обыска кабинета Квиташвили, никто не обращался, утверждает он.
Когда же и чем закончится суд? Адвокаты Квиташвили настроены провести как можно больше заседаний - ведь пока длится дело, у них есть возможность привлекать свидетелей и запрашивать необходимую информацию. Как только дело закроют, в доступе к данным, скорее всего, откажут.

77
Комментариев
0
Просмотров
10553
Комментировать статью могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.