9 декабря "Золотой чемодан" финиширует пьесой Чехова "Дядя Ваня"

I Всеукраинский театральный фестиваль в Сумах
Андрей Поляков 06 декабря 2010 в 18:50
Людмила Евдокимчик
Тайна чеховского «Дяди Вани» до сих пор волнует своей загадкой
Тайна чеховского «Дяди Вани» до сих пор волнует своей загадкой

В четверг 9 декабря в рамках проведения I Всеукраинского театрального фестиваля «Золотой чемодан» Киевский Академический Молодой театр покажет в ТЮЗе спектакль по пьесе Антона ЧЕХОВА «Дядя Ваня». Интересно ещё и то, что спектакль «Дядя Ваня» киевляне покажут в год 150-летия со дня рождения Антона Павловича, причём на украинском языке. Известно, что черты чеховских героев были «подсмотрены» великим писателем у людей, проживавших в нашем городе на Луке. Украинский язык приблизит нас к тому времени и образам наших земляков. И это ещё не всё. В этом году исполнилось 50 лет дому-музею писателя в нашем городе и 20 лет - чеховскому клубу. Таким образом, 9 декабря станет ещё одним днём Чехова в культурной жизни Украины.
Антон Павлович прожил на Луке два лета. В третий раз приезжал по приглашению, как гость. По словам Людмилы ЕВДОКИМЧИК - заведующей домом-музеем А.П. Чехова, отделом Сумского краеведческого музея, за два года до смерти, работая над пьесой «Вишнёвый сад», Чехов опять вернулся на Луку, но уже мысленно.  
r: Людмила Николаевна, к нам приезжает киевский театр с чеховской пьесой.
Чехов был в Сумах несколько раз. Важны ли сегодня для нас эти факты?
Людмила Евдокимчик: Для нас это очень важно. В пьесе «Леший», которая потом трансформировалась в «Дядю Ваню», присутствуют сумские реалии, в т.ч. и в персонажах. Это то, что было увидено Антоном Павловичем на Луке. Черты тех людей, с которыми он здесь встретился, были потом у героев «Дяди Вани». Например, многое взял драматург от Александра Александровича ЛИНТВАРЁВА, проживавшего в Ольшанках. Герой пьесы Астров так же любит леса, как их любил Линтварёв. Александр Александрович позволял себе немного выпить, что нашло отражение в том же образе Астрова. Такие детали для нас очень важны, потому что Антон Павлович не забывал увиденное и услышанное в Сумах.
r: Что именно написал Чехов на Луке?
Л.Е.: На Луке была написана первая редакция пьесы «Леший». Интересно то, что именно здесь в реалии московские начали постепенно входить реалии лучанские. Антон Павлович над пьесой работал долго. Если до этого он написал пьесу «Иванов» за десять дней, то над «Лешим» работал год. Начал работать в октябре 1888 г., а закончил в октябре 1889 г.
r: Что Вы имеете в виду, говоря о лучанских реалиях?
Л.Е.: Какие-то моменты лучанской жизни. Те люди, то окружение Линтварёвых, с которым Антон Павлович здесь столкнулся. Наверное, от этого он уже не мог отойти, и они присутствуют в пьесе. В первой редакции Соня Серебрякова говорит о тех людях, которые их посещают: «Все такие, хоть помещай в музей». Народники в вышитых сорочках, толстовцы, которые, когда приходят, идут через кухню чёрным ходом и т.д. Это Антон Павлович наблюдал на Луке. Здесь были и толстовцы - рядом находился толстовский центр князя Дмитрия ХИЛКОВА. Младший сын Линтварева Георгий Михайлович до конца жизни оставался толстовцем. Он часто бывал в Павловке у Хилкова и проповедовал толстовские идеи. Здесь был и очень пёстрый политический спектр – сюда приезжал теоретик либерального народничества Василий ВОРОНЦОВ, с которым Антон Павлович столкнулся очень близко. Они часто спорили. Есть воспоминания, что, когда Воронцову в споре не хватило аргументов, он вскочил на стол и показал язык. Такие споры были! И люди такие были! Здесь были и народники. Мы отыскали 39 фотографий из альбома Линтварёвых. Это те люди, которые у них бывали. С некоторыми из них Чехов и познакомился на Луке. Эти фотографии сейчас можно посмотреть в экспозиции музея. Тогда Лука была центром общественно-культурной жизни - и не только нашего уезда, но и губернии. Здесь бывали интереснейшие люди. Например, Александра ЕФИМЕНКО – первая в России женщина, ставшая почётным доктором российской истории; внук автора «Энеиды» Нестор КОТЛЯРЕВСКИЙ; художник Константин ТРУТОВСКИЙ и многие другие.
r: А что Чехов взял от Линтварёва?
Л.Е.: Александр Александрович Линтварёв, родственник Линтварёвых, действительно интересный человек. Именно он высаживал деревья. Жил в Ольшанках на берегу озера вместе со своей матерью. А это уже напоминает сюжет «Чайки». Александр Александрович искренне любил природу и берёг леса. Для Чехова было важно его желание служить общему благу. В пьесе «Леший» Хрущёв также служит общему благу и мечтает сохранить леса для будущих поколений. Пьесу «Леший» поставили в Театре Абрамовой. Она не имела успеха. Пьесу назвали несценичной и затянутой. Но это не так. Здесь интересна оценка актёра Павла СВОБОДИНА – друга Антона Павловича, который тоже приезжал на Луку. Он высоко её оценил и взял для своего бенефиса. Театральный критик князь Александр УРУСОВ также дал высокую оценку и даже потом сожалел, что пьеса трансформировалась в «Дядю Ваню».
r: Можем ли мы сказать, что сумские мотивы присутствуют и в пьесе «Дядя Ваня»?
Л.Е.: Да. Это тот же Астров. В уста этого человека Антон Павлович вкладывает знаменитые слова: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Та жа Войницкая имеет черты характера, которые идут от Александры Васильевны ЛИНТВАРЁВОЙ – хозяйки лучанской усадьбы. Реальная Линтварёва и героиня Войницкая много читают и счастливы, когда им дают почитать или присылают из губернского города какую-то новую брошюрку.
r: Вернёмся к идее созидания. Неужели для Чехова так важна была именно эта идея?
Л.Е.: Да, и вот почему. Героиня пьесы «Леший» говорит: «Во всех нас сидит бес разрушения». Критик Пётр КИЧЕЕВ отметил, что Антон Павлович показал новую тенденцию, появившуюся в обществе, – на смену созидательным пришли разрушительные тенденции. Многие герои пьесы этим недугом как раз и одержимы. На смену альтруизму пришёл эгоизм. Антон Павлович сам был созидателем. Он строил школы, пожарные сараи, туберкулёзные санатории и лечил бесплатно больных. Для него истинным человеком являлся человек, служащий обществу своими делами. Об этом сейчас не модно говорить, но такие люди есть и сейчас – каждый по-своему служит общему благу.
r: В сумском театре при жизни Чехова ставились его пьесы?
Л.Е.: Да. С успехом шли водевили «Медведь» и «Предложение».
r: А Чехов видел эти постановки?
Л.Е.: Нет. Он смотрел спектакль по пьесе Петра НЕВЕЖИНА «Вторая молодость». Отозвался не очень благосклонно. В то время театр содержала жена киевского поэта Коринфского, которого Антон Павлович знал и с которым часто беседовал. В Сумах пьесы Чехова с удовольствием ставили аматорские театры. В один из приездов Чехова барышни, знакомясь с ним, говорили: «А мы играли в вашем «Медведе»». Тогда аматорские театры создавались часто: дачники собрались - вот вам и театр.
r: Возвращаясь к «Лешему» и «Дяде Ване», что можно сказать об их важности для самого Чехова?
Л.Е.: Те проблемы, которые он затронул в пьесе «Леший», лично для него были важны. Чехову очень хотелось, чтобы в обществе были такие люди, как его герой Астров в «Дяде Ване» или Хрущёв в «Лешем». Чехову хотелось, чтобы именно созидательные люди формировали общественный климат, но появились другие. Если в «Лешем» главный герой - Хрущёв, то в «Дяде Ване» Антон Павлович акценты сместил, и героем стал Иван Петрович Войницкий, который является одним из главных героев и в «Лешем».
r: И всё-таки что заставило Чехова трансформировать «Лешего» в «Дядю Ваню»?
Л.Е.: Думаю, жизнь заставила. Проблематика Чехову была дорога, но он видел, что на смену таким героям-романтикам, как Хрущёв в «Лешем», приходят другие, более инертные, как дядя Ваня, который тоже трудился и вся жизнь которого была посвящена профессору Серебрякову – мужу сестры. Астров тоже стремится делать добро, но у него уже появилась усталость. У него, в отличие от Хрущёва, «огонька в конце пути» нет, ради которого тот жил. Астров тоже заботится о лесах, у него прекрасные монологи, он рассуждает о климате, как тот будет меняться, если вырубывать леса. Но, повторюсь, он уже от всего подустал. Одним словом, пришли другие люди – по натуре своей разрушители. Я так понимаю: сначала человек разрушает себя, а потом разрушает всё остальное. По сути, дядя Ваня – это не герой.
r: Если дядя Ваня не герой, то почему эту пьесу всё время ставят и ставят?
Л.Е.: Директор императорских театров Владимир ТЕЛЯКОВСКИЙ, когда посмотрел «Дядю Ваню», в своём дневнике отметил, что писать такие пьесы не надо, а тем более ставить. А далее заметил: «А вообще-то, я, может быть, и ошибаюсь, потому что если эти люди, которые в пьесе, герои нашего времени, то это чревато катастрофой». Что в 1917 г. и произошло. Все мотивы пьесы до сих пор современны – вырубка лесов, изменение климата и черты людей, которые мало изменились с того времени.
r: А как Вы относитесь к самой идее проводить в Сумах театральный фестиваль?
Л.Е.: Это замечательно. Было бы хорошо проводить в городе чеховские театральные фестивали. Сегодня подобный фестиваль ежегодно проводят в России в Мелихове, где жил Чехов. Инициатором «Мелиховской весны» выступил Музей-заповедник Чехова. В фестивале участвуют театры России и других стран мира. Два года назад в нём принимал участие и наш ТЮЗ со спектаклем «Медведь», который поставил заслуженный артист Украины Валентин БУРЫЙ. Отзывы публики, прессы и театральных деятелей были великолепны. Почему бы и нам в нашем городе, где жил, бывал в нашем театре, Антон Павлович, не проводить подобный чеховский фестиваль? Сам Бог велел, чтобы у нас был такой театральный чеховский фестиваль. Об этом мечтают очень много людей, в том числе и мы – музейные работники и члены клуба друзей Чехова.
r: Киевляне привозят спектакль на украинском языке. Как Вы к этому относитесь?
Л.Е.: Мне было бы проще высказать своё мнение, если бы я посмотрела спектакль. Пока говорить трудно. Мне кажется, что всё-таки играть надо на языке оригинала. При переводе в любом случае что-то теряется.

0
Комментариев
0
Просмотров
2629
Комментировать статью могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.