Фотолетописец города Сумы (Фото)

Алексей Сикорский 06 декабря 2016 в 14:00
Автор, известный на международных конкурсах, детально фиксирует сумскую жизнь
Об Игоре РОЙЧЕНКО мы писали как о фотографе, завоевавшем не одну награду на фотоконкурсах европейского и мирового уровня, но есть у него одно увлечение, выделяющее из большого ряда талантливых фотомастеров, — это любовь к родному городу, желание поймать и сохранить в своих снимках каждое проявление городской жизни.

Студия, фотоклуб, товарищи
Игорь работает в Сумском областном краеведческом музее в должности фотографа-методиста. В его обязанности входит фотофиксация всего, что поступает в музей. В качестве экспонатов. «Это самые разные вещи, - рассказывает он, - Приходилось снимать шкаф XVIII века, античную вазу, старую швейную машинку Зингера, монеты, медали. Стараюсь сделать вещь красиво - не просто ограничиться технической съемкой, а художественно показать предмет». Игорь сотрудничает и с Сумским художественным музеем, и с другими музеями области, ведь на Сумщине собрано много бесценной старины в райцентрах. Он вспоминает, как снимал фарфор Миклашевского в Глухове и Путивле, фотографировал экспонаты Лебединского художественного музея. Многие его работы в музейных каталогах и книгах по истории Сумщины. Игорь начинал свою фотодеятельность с технической съемки, работая в объединении «ВРИИкомпрессормаш», даже там старался представить объекты — технические детали - красивыми.

Игорь Ройченко из тех людей, которые всегда получают удовольствие от сложной работы. Это безошибочно видно по его снимкам

Потом организовал фотостудию на производстве, позже — фотоклуб «Импульс», первыми товарищами по которому называет Евгения ШИПИЦИНА, Наталью ГОВОРУХИНУ, Юрия ХАРЧЕНКО, попозже - Наталью КОВАЛЕВУ. У клуба долгая и сложная история, но он работает и сейчас, а Игорь его курирует как ответственный секретарь Союза фотохудожников Украины.


ЛЮБИМЫЙ ПОРТРЕТ. Это не автопортрет и не снимок, сделанный коллегами.
Больше всего Игорь Ройченко нравится себе в исполнении художницы Ирины Проценко

Но помимо фотографии как чистого искусства его интересует фотодокумент сегодняшнего дня. В его архиве снимки сумских улиц, можно сказать, их портреты, сделанные в разное время при разном освещении, погоде и т. д. Многое из того, что есть на снимках, теперь безвозвратно утеряно.

О войне как о войне
Но вот еще одна грань его работы — война. Текущая война, которую он снимает с позиций художника и сумчанина. Все портреты погибших, все связанные с историей города снимки, которые сейчас хранятся в музее, прошли через его руки.

Отпускники. Эти люди, приехав на ротацию,
пришли почтить память убитых товарищей.
Точно зафиксировано время,
когда сделан снимок, — 10.03. 2015

«Через глаза, руки и душу», как он говорит. Игорь рассказывал, что брал фотографии из Интернета, или  приходил на места захоронения, как правило, на следующий день после похорон, когда не так много людей. Иногда знакомился с родными и близкими, которые приходили тоже. Но самое главное — переснять фотографию, обработать ее, так как после погибших иногда не остается качественного портрета. И после этого их лица остаются на его снимках, хранятся в краеведческом музее, то есть становятся частью сумской истории. Это самая болезненные и трагические страницы за последние годы, но жизнь настолько разнообразна, что мы иногда парадоксально забываем об этом: увидел нечто яркое - и сразу это вылетело из памяти, вытеснено новыми впечатлениями.


Жизнь смешная и прекрасная
В архиве Игоря Ройченко есть фотографии очередей в городских магазинах, которые возникали в период «перестройки» буквально за всем. Мало кто о них вспоминает, а у фотографа-летописца все хранится в архиве с указанием точного места и даты. Или взять, к примеру, свадьбы. Любому фотографу приходилось снимать такие мероприятия наряду со днями рождения,  корпоративными вечеринками и т. п. Но дело в количестве. Если свадеб снимать много, то коллекция фотографий приобретает иное качество — становится летописью определенных поколений, остановленными моментами жизни целого города.

«Раньше я снимал свадьбы и другие торжества, но никогда не фотографировал на кладбище. Похороны были для меня табу. Но когда началась война, стали привозить убитых хлопцев, я понял, что нужно снимать. Частично делал это по инициативе музея, но и сам для себя понял, что должен», - Игорь Ройченко

Был, к примеру, случай, когда пришлось снимать одну и ту же невесту на двух разных ее свадьбах, с разными, естественно, женихами. Разница во времени — пара лет. Потом в переоборудованную из квартры студию массово стали идти «интерневесты», девочки, которые хотели свой хороший портрет для перспективного знакомства с иностранцем. Это тоже целый срез истории и букет судеб. Фотопортрет, по утверждению Игоря, вырабатывает у фотографа коммуникабельность, умение общаться и чувствовать человека.

 
49
Комментариев
0
Просмотров
83497
Комментировать статью могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.